Буквы И, У, А после шипящих. Русский язык .5 класс

Spread the love

Класс:5

Подготовила :Мищук Олеся Васильевна

учитель русского языка и литературы

МОУ «Шевченковская школа»

Дата:

Урок №

Тема: Буквы И, У, А после шипящих

Цель: актуализировать и восстановить знания о правописании гласных и,у,а после шипящих, отработать умения правильно писать гласные и,у,а после шипящих.

Задачи:

образовательная: закрепить правила написания и, у, а после шипящих;

развивающая: способствовать овладению культурой устной речи, формировать умение высказывать собственные суждения и аргументировать свою точку зрения;

воспитательная: воспитание навыков самостоятельной деятельности

Планируемые результаты:

Предметные : знать правило написания оукв и. у. а после шипящих и слова-исключсния: уметь правильно писать слова с буквами и, у, а после шипящих и слова-исключения, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарем.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Тип урока: урок- путешествие.

Оборудование:Учебник (Русский язык 5 класс Ладыженска в 2 частях(1 часть)//Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Просвещение, 2012); видео, компьютерная презентация, раздаточный материал.

Ход урока.

  • Организационный момент (слайд№ 2)

 

    1. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас и ваши улыбки. Сегодня мы с вами отправляемся на Планету Буквосочетаний. Желаю вам не сбиться с пути, хорошо поработать, получить от этой работы положительные эмоции и отличные оценки.
  • Проверка домашнего задания.
  • Актуализация опорных знаний

 

Орфографическая пятиминутка.

Словарный диктант на слух (самопроверка по презентации, слайд № 3).

Бассейн, чемпион, почтальон, шоссе, самолёт, апельсин, арена, ароматный, балкон, баскетбол, безвкусный, вокзал, хоккей, футбол, теннис, матч, спортсмен, рюкзак.

Возьмите в руки карандаши, проверьте свою работу!

-Поставьте себе отметку!

  • Сообщение темы и цели урока.

 

Мы начинаем наш путь и для того, чтобы побывать на Планете Буквосочетания, нам необходимо подкрепить свои знания теоретическим материалом.

  • Изучение нового материала. (слайд № 4)

 

— Планету охраняет огромная змея. Какие звуки она издает? ([ш]).

— Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, шипящий, твердый).

— Какие шипящие звуки вы знаете еще? ([ж], [щ] мягкий, [ч] мягкий, [ц]).

— Являются ли они парными по твердости – мягкости? (Нет. Они не имеют пары).

Работа с теоретическим материалом учебника пар.15, стр. 27(слайд№ ).

  1. Закрепление материала.

Раздаётся шипение. Ребята, кто это шипит? Вот и первая опасность нашего путешествия. Чем опасны шипящие? Вы хотите с ними подружиться раз и навсегда? Тогда давайте выполнять разные задания, чтобы показать шипящим, что вы хотите с ними дружить

А для того чтобы выполнять задания без ошибок, мы должны знать заветные, волшебные слова, которые приведены в стихотворении – напоминалке, (слайд№5 )

В сочетаниях ЖИ, ШИ

Только И всегда пиши!

В сочетаниях ЧА, ЩА

Пишем только букву А.

В сочетаниях ЧУ, ЩУ

Пишут только букву У.

Тренировочные упражнения.

Давайте обратим внимание на природу Планеты Буквосочетаний.

  1. Списать стихотворение, вставить пропущенные буквы, орфограмму обозначить. (слайд№ 6 )

Садись на камень под сосну,

Лесную слушай тиш..ну.

Ж..рчит, л..печет ручеек

О том, что путь д..лек, д..лек.

Упала ш..шка, скрипнул сук,

Ж..жжит, ж..жжит т..желый жук.

Проверка по слайду№ 7

Молодцы, ребята! Хорошо поработали , а помогли нам в этом волшебные слова, какие, кто напомнит? (В сочетаниях ЖИ, ШИ

Только И всегда пиши!

В сочетаниях ЧА, ЩА

Пишем только букву А.

В сочетаниях ЧУ, ЩУ

Пишут только букву У.)

  1. Теперь хочу предложить вам прослушать рассказ о Планете Буквосочетаний (слайд №8) https://www.youtube.com/watch?v=II6_Q8NYAiI
  2. (выполняют задание: отгадывают загадки, устно вставляют буквы в стихотворение).

7.Физкультминутка (слайд№9 )

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

  • Работа с таблицей ( у каждого на парте)

 

Вид орфограммы в корне Примеры
Буквы и, у, а после шипящих  

Учащиеся должны заполнить таблицу примерами.

9.Выполнение упражнений с учебника (на усмотрения учителя).

10.Рефлексия, подведение итогов (слайд№ 10)

Облако «тегов», которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:

    • сегодня я узнал…
    • было трудно…
    • я понял, что…
    • я научился…
    • я смог…
    • было интересно узнать, что…
    • меня удивило…
    • мне захотелось… и т.д.11.Выставление оценок (Слайд№11 )На выбор: выучить правило стр. 272. Написать сочинение , насыщенное словами с шипящими.
    • 3.Творческое — написать сказку «В царстве шипящих»
    • 1. Составить кроссворд на тему «Гласные и, у, а после шипящих»;
    • 12.Домашнее задание (слайд№ 12)
    • Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради)

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика