Литературный турнир

Spread the love

                                       

                                            Внеклассное мероприятие по литературе

                                                          Литературный турнир

                                                                (7-9 классы )

 

                                  Полторацкая Н.С., учитель русского языка и литературы

                              МОУ « Коньковская школа» администрации Тельмановского района

Цель игры: проверить и обобщить знания, полученные учащимися на уроках литературы; стимулировать познавательную активность учащихся; повышать читательскую культуру.

За 2 недели до мероприятия даются задания: подобрать название, девиз, придумать приветствия, выполнить «Домашнее задание», продумать детали костюмов, оформить иллюстрации.

                                                                            Ход игры

Ведущий 1:Мы снова бродим по стране,

                   Которой нет на глобусе.

                  На карту не нанесена,

                  Но знаем ты и я,

                Что есть она, что есть страна.

                  Литературная!

Ведущий 2 : Внимание! Внимание!
                  Все чтения любители.
                  Сразиться не хотите ли?
                  Кто самый лучший книгочей?
                  И кто герой любимый чей?

Ведущий 1 : Умными словами недаром сказано:
                  «Всем лучшим книге мы обязаны».
                  Книги читают и стар и млад,
                  Книжке хорошей каждый рад.

Ведущий 2: Уважаемые игроки, болельщики жюри! Сегодня мы проводим литературный турнир. Правила игры очень просты. Игра стоит из шести туров. Если у команды нет ответа, имеет право ответить команда соперников, а затем — болельщики, которые тоже могут внести вклад в копилку команды. После каждого тура подводится итог. Этим займется наше уважаемое жюри.

Ведущий 1:Итак , давайте знакомиться с командами-участницами.

 

 

Представление команд

1.Мы -команда «Новое поколение» .

 

    Новое –это значит,

    Н-начитанное

   О-образованное

   В-воспитанное

   О-ответственное

    Е-если мы читаем книги,

      значит мы умны, сильны, дружны.

 

2.Мы-команда «Знатоки литературы».

 

   Наш девиз:  Если хочешь плыть — читай,

                       Если хочешь жить — читай  ,

                       Мир из книги узнавай.

 

ТУР I «ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ…»

Ведущий 1 : Это шуточный конкурс на знание русских посло­виц и поговорок. Я читаю начало пословицы и предлагаю вам два варианта ее окончания. Вы долж­ны выбрать верный вариант.

(Ведущий обращается к командам поочередно.)

Задание

  1. Не плюй в колодец…
  • вылетит — не поймаешь;
  • пригодится воды напиться.
  1. Любишь кататься…
  • полезай в кузов;
  • люби и саночки возить.
  1. С глупым водиться…
  • всегда пригодится;
  • сам поглупеешь.
  1. Не рой другому яму…
  • коль солнца нет;
  • сам в нее упадешь.
  1. Близок локоть…
  • а не укусишь;
  • а пересол — на спине.
  1. Пришла беда…
  • отворяй ворота;
  • и весна не красна.

 

ТУР II «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»

Ведущий 2 : Как вы уже по­няли, речь пойдет о сказках: на­родных и авторских, русских и зарубежных, старинных и совре­менных. На вопрос в этом туре отвечает команда, первая под­нявшая руку. За правильный от­вет начисляется 1 балл. Но если команда, отвечавшая первой, да­ла неверный ответ, соперники при правильном ответе получают 2 балла.

Вопросы для 1 команды

  1. Что ловил Дуремар на боло­те? (Пиявок. А. Н. Толстой «Золо­той ключик, или Приключения Бу­ратино».)
  2. Героиня какой сказки про­ходила «тестирование» на при­надлежность к королевскому ро­ду? (Героиня сказки X. К. Андерсена «Принцесса на горошине».)
  3. Как звали собаку семи бога­тырей в «Сказке о мертвой царев­не и семи богатырях» А. С. Пуш­кина? (Соколка.)
  4. В каких родственных отно­шениях состояли царь Салтан и Царевна Лебедь в «Сказке о мерт­вой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина? (Они были свекром и снохой.)
  5. В какой зарубежной сказке многодетная мать одна воспиты­вает детей? (В сказке братьев Гримм «Волк и семеро козлят».)
  6. Произнесите заветные сло­ва, которые должен был обяза­тельно выучить главный герой сказки Р. Киплинга «Маугли». («Мы с тобой одной крови, ты и я!»)

Вопросы для 2 команды

  1. Кто жил на улице Бассей-ной? (Человек рассеянный. С. В. Михалков «Человек рассеян­ный с улицы Бассейной».)
  2. Самый знаменитый житель Цветочного города — это… (Незнай­ка из повести Н. Н. Носова «При­ключения Незнайки и его друзей».)
  3. Что служило Дюймовочке колыбелькой? (Скорлупка грецко­го ореха. X. К. Андерсен «Дюймо­вочка».)
  4. Личный охранник Мальвины — это… (ПесАртемон. А. Н. Тол­стой «Золотой ключик, или При­ключения Буратино».)
  5. В какой сказке сюжет со­ставляет рассказ о трех дерзких побегах и одном злодейском убий­стве? (Подсказка: главный герой — хлебобулочное изделие.) (В рус­ской народной сказке «Колобок».)
  6. В какой сказке рыжая плу­товка завладела заячьей недвижи­мостью? (В русской народной сказ­ке «Лиса и заяц».)

 

 

 

ТУР III «ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?»

Ведущий 2: Этот тур посвя­щен жизни и творчеству извест­ных русских поэтов и писателей. Вы должны будете по фактам био­графии, которые я вам прочитаю, определить, о ком идет речь.

Задание

  • Родился в 1799 г. в Москве. Погиб на дуэли в 1837 г. По мате­ри был потомком эфиопского князя, отец его происходил из старинного дворянского рода. Способности проявились очень рано. В семь лет он сочинял коме­дии на французском языке. Был одарен невероятной памятью, например, в 11 лет знал наизусть всю французскую литературу, ко­торую нашел в библиотеке отца.

А. С. Пушкин

  • Имя этого человека стоит вторым в ряду имен величайших русских поэтов. Он родился в 1814 г. и погиб на дуэли в 1841. Воспитывался у бабушки в селе Тарханы Пензенской губернии. Это был небольшого роста, смуг­лый человек с большой головой и бледным лицом. Среди черных, как смоль, волос надо лбом выде­лялась белокурая прядь. Его боль­шие карие глаза производили ча­рующее впечатление и приводили в смущение того, на кого он долго смотрел. С детства поэт свободно владел французским и немецким языками, проявлял необычайные способности в математике, играл на скрипке и фортепиано, рисо­вал, лепил из крашеного воска, играл в шахматы. Позже стал офицером, воевал на Кавказе.

М. Ю. Лермонтов

  • Годы жизни этого писателя: 1860—1904. Родился в Таганроге в семье купца. Окончил медицин­ский факультет Московского университета. Живя пол Москвой в деревне Мелихово, он как врач обслуживал 25 деревень, 4 фабри­ки и монастырь. Писатель очень любил всевозможные шутки и ро­зыгрыши, давал людям остроум­ные прозвища. Себя он величал графом Черномордиком, Повсекакием, Арка­дием Тарантуловым, Доном Антонио, Шиллером Шекспировичем Гете и многими другими имена­ми.

А. П. Чехов

  • Родился в 1809 г. на Украи­не, но считается великим русским писателем. Детство его прошло в селе Васильевка недалеко от Миргорода. Его появление в ли­цее однокашникам запомнилось как комическое зрелище. Нови­чок был укутан в шубы, свитки и одеяла, их долго развязывали, и когда, наконец, развязали, глазам присутствующих предстал невз­рачный мальчик с длинным но­сом, пугливо озирающийся по сторонам. Он сразу забился на последнюю парту, за которой и просидел несколько лет, ни с кем не вступая в близкие отношения. Все изменилось, когда в лицее появился театр. Здесь его актер­ский талант раскрылся полностью. Он играл так, что зал буквально ле­жал от смеха.

Н. В. Гоголь

  • Этот писатель жил в конце XIX — начале XX в. Его детство и юность прошли в военных учеб­ных заведениях, затем последова­ли четыре года службы в армии. Но призвания быть военным у писателя не было, и, подав в от­ставку, он стремился узнать жизнь со всех сторон, все испытать на себе. Чего стоит, например, пере­чень профессий, которыми он занимался в жизни: был офицером, газетным репортером, чернорабо­чим, бродягой, грузчиком, спорт­сменом-атлетом, ездовым в цир­ке, драматическим актером, зуб­ным техником, псаломщиком, учетчиком на заводе, продавцом в магазине, лесником, землемером, охотником, рыбаком, садоводом; управлял имением, разводил сви­ней, выращивал табак, спускался в шахту и на морское дно, подни­мался на воздушном шаре и летал на самолете, был редактором и критиком и, наконец, прославил­ся как писатель.

А. И. Куприн

  • Этот поэт родился в 1895 г. в селе Константинове Рязанской губернии. Погиб в 1925 г. С двух лет он был отдан на воспитание деду и дядьям. В три года мальчи­ка посадили на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Плавать ребенка учили следующим обра­зом: дядя на лодке отвозил его по­дальше от берега, на глубину, и, как щенка, бросал в воду. Пока мальчик не захлебывался, дядя все кричал: «Эх! Ну, куда ты го­дишься!» Позже, лет в восемь, другому дяде будущий поэт заме­нял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утка­ми… В детстве будущий поэт пос­тоянно с кем-то дрался, всегда хо­дил в царапинах и очень хорошо лазил по деревьям.

С. А. Есенин

ТУРI V «БЛИЦ-ТУРНИР»

Блиц-турнир проводится письмен­но: Ведущий выдает списки вопро­сов, задача команд — написать как можно больше ответов за 1 мину­ту

Вопросы

Для команды 1

  1. У Грина он был алым, а у М. Ю. Лермонтова и В. П. Катае­ва — белым. Что это? (Парус.)
  2. «Откуда дровишки?» («Из лесу, вестимо». II. А. Некрасов.)
  3. Возлюбленную пушкинско­го Руслана звали… (Людмила.)
  4. Кто собирался «отмстить неразумным хазарам»? (Олег, ге­рой стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».)
  5. Какого родственника вспо­минает А. С. Пушкин в первых строках «Евгения Онегина», а М. Ю. Лермонтов в первых стро­ках поэмы «Бородино»? (Дядю.)
  6. Назовите имя главного ге­роя повести Н. В. Гоголя «Ши­нель». (Акакий Акакиевич.)

Для команды 2

  1. Кем был Митрофанушка Простаков из комедии Д. И. Фон­визина? (Недорослем.)
  2. Что подарил Гринев Пугаче­ву в повести А. С. Пушкина «Ка­питанская дочка»? (Тулуп.)
  3. Назовите литературного героя, подковавшего блоху. (Лев­ша, герой одноименного рассказа Н. С. Лесков ).
  4. Какому произведению пред­шествует эпиграф «Береги честь смолоду»? (Повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».)
  5. Назовите фамилию, имя и отчество героя нашего времени.
    (Печорин Григории Александрович, герой романа М. Ю. Лермонтова
    «Герой нашего времени».
  6. Как звали немого дворника из повести И. С. Тургенева «Му-му»? (Герасим.)

ТУР V «КАПИТАНЫ»

Ведущий1: Уважаемые капитаны ,на этом конкур­се вы сможете продемонстриро­вать свои знания  ли­тературы и принести своей команде дополнительные баллы .

Биография

1.Родовое имение А. С.Пушкина.(Михайловское)

2.Кто воспитывал М. Ю.Лермонтова? (Бабушка Елизавета Алексеевна)

3.Где родился Н. В.Гоголь? (Село Васильевка, Украина)

4.Какую профессию приобрел А. П.Чехов? (Врач)

Творчество

1.Он брал сюжеты рассказов из своей практики врача. (Антон Павлович Чехов)

2.Прототип – дворник Андрей – служил у его матери. (Иван Сергеевич Тургенев)

 

3.Он написал знаменитое стихотворение о битве 1812 года(Михаил Юрьевич Лермонтов)

4.В произведениях этого поэта животные выступали в роли людей. (Иван Андреевич Крылов)

Герои

(узнайте героя по описанию и назовите его)

1.«А сама-то величава,

Выступает, будто пава,

А как речь-то говорит-

Будто реченька журчит». (Царевна-Лебедь)

2.«За прилавком сидит молодой купец,

Статный молодец, удалой боец…

Горят очи его соколиные…» (Купец Калашников)

3.«Был из числа коренных, старых полковников; имел исчерна-белые брови, подобные кустам; двадцатипудовое тело». (Тарас Бульба)

 

4.«От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось». (Владимир Дубровский)

«Кто автор этих слов?

1.«Терпи, казак, атаман будешь!» (Тарас Бульба)

2.«Я не слыхивал о медведе, но я всегда ношу при себе пистолеты». (Владимир Дубровский «Дубровский»)

3.«Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?» (Олег Вещий «Песнь о вещем Олеге»)

4.«Ты думаешь, что белить забор – самая скучная вещь на свете? Нет. Это же так ответственно, так увлекательно. Не каждый с этим справится» (Том Сойер)

 

ТУР VI «ДОМАЩНЕЕ ЗАДАНИЕ»

Инсценировка басни

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

ВЕДУЩИЙ: Пока жюри под­водит итоги игры, я предлагаю отдохнуть и поиграть в «Перевер­тыши». Я буду называть «зашиф­рованные» заглавия книг, а вы должны перевести их на «нор­мальный» язык, заменив слова на противоположные по смыслу. Каждый правильные ответ прине­сет команде полбалла. Возможно, это игра повлияет на итоги игры.

Названия книг

  • «Счастье от глупости». («Го­ре от ума».)
  • «Живые тела». («Мертвые души».)
  • «Закон и поощрение». («Преступление и наказание».)
  • «Солдатский сын». («Капи­танская дочка».
  • Синяя бейсболка. («Красная Шапочка»)
  • Квадратик («Колобок»)
  • Мышка в босоножках («Кот в сапогах»)
  • Быль об охотнике и дичи («Сказка о рыбаке и рыбке»)
  • Ручные утята («Дикие лебеди»)
  • Черный лопух («Аленький цветочек»)
  • Старые брюки служанки («Новое платье короля»)
  • Бебби — короткий носок («Пеппи — длинный чулок»)
  •  

Жюри объявляет результаты иг­ры. Награждение победителей.

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика