МИНИ-СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 8 класс

Spread the love

МИНИ-СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

                                          ДЛЯ 8 КЛАССА

            Селинова А.А., учитель русского языка и литературы МОУ «Свободненская школа»

 

Коммуникативные упражнения

Тема: Урок развития речи. Составление текста на основе данного.

    Прочитайте текст.

Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась. Но я знал от соседки и от доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. Дочь Настя вот уже четвёртый год не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. Не ровен час, так и умрёт, не повидав дочери, не приласкав, не погладив её русые волосы. Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно. Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны.

– Дорогой мой,– сказала Катерина Ивановна,– уж вы не взыщите с меня, со старой. Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. Да и кое-какие деревья я посадила сама.

Она одевалась очень долго. крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка. Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца. Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

– Не дай вам Бог, родной мой,– сказала она мне,– дожить до такой одинокой старости! Не дай вам Бог!

Я осторожно повёл её домой и подумал о том, как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! (По К.Г. Паустовскому)

Выполните упражнения

  упражнения аналитического характера по готовому тексту:

1.Определите стиль, тип речи данного текста и докажите справедливость своего утверждения. Проследите использование средств художественной выразительности.

упражнения аналитико-речевого характера по готовому тексту:

2.Сформулируйте тему высказывания, основную мысль, озаглавьте текст. Какой заголовок наиболее глубоко раскрывает смысл  текста?

упражнения на переработку готового текста (задания, требующие исправления текста):

3.Расскажите о постановке знаков препинания при диалоге в данном тексте. Замените предложения с диалогом на предложения с косвенной речью.

Исключите из текста описание осеннего сада. Как изменилось повествование?

— упражнения на создание нового текста на основе данного образца:

4.Ответьте на вопрос: «Неужели так страшна одинокая старость?» или Напишите свое продолжение рассказа.

упражнения на создание нового текста (без образца):

5.Напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение (не менее 50 слов).

Выразите свою позицию по данной теме.

Какие размышления вызывает у вас данный текст? Приведите не менее 2-х аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.

Упражнения на основе конструирования «свободных текстов»

  1. Сочинение — монофон

Сочинение-монофон – это творческая работа, состоящая из не менее 50 слов. Все слова должны начинаться с одной буквы или звука (с какой/какого именно, вы выбираете сами). Предлоги, союзы, наречия могут начинаться с любой буквы или любого звука, но должны быть однослоговыми (например, у, за, но, под..) или двуслоговыми (например, около, напротив). Слова, использованные в монофоне несколько раз, учитываются в количественном отношении только один раз.

Тема: Повторение. Морфология. Части речи.

Грамматическое задание: Выписать из текста наречия, определить разряд, объяснить правописание.

                                                 Величие

Вночи взморье взбунтовалось. Взбалмошный ветер вспенил величавые волны, взлохматил важных велеречивых великанов.

 Взбеленившись, водяные валы взмыли вверх, воспрянули вкупе, водрузились высоко, восторженно вздымаясь, взвывали визгливо. Внезапно возвращались вниз, взбивались вдребезги, вмиг взлетали, вертелись взад, вперед, влево, вправо; вновь вовсю вонзались вглубь…

   В величии вековечного водоема видна всеобъемлющая власть вездесущего всесильного Владыки Вселенной.

   Напишите свое сочинение – монофон или составьте несколько предложений, все слова в которых начинались бы с буквы С. Над словами укажите части речи.

  1. Даймонд

Даймонд – творческая работа, по форме представляет 7-стишие.                                              Алгоритм составления:

Первая и последняя строчки представляют собой существительные – антонимы.

Вторая строчка – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к первому существительному.

Третья строчка – 3 глагола, которые относятся также к первому существительному.

4-я строчка – два противоположных по смыслу нераспространенных предложения, в качестве подлежащих выступают существительные из первой и последней строчек.

5-я и 6-я строчки зеркально повторяют 2-ю и 3-ю, только относятся уже к последнему существительному

Тема: Повторение. Морфология. Части речи.(Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний)

Грамматическое задание: Выписать глаголы, определить спряжение.

                                       Добро

                         Искреннее, бескорыстное 

                        Творит, помогает, созидает

                       Добро вечно. Зло быстротечно.

                          Губит, мешает, разрушает

                               Коварное, лютое

                                          Зло.  

Написать даймонд на основе антонимов (например: молодость-старость, день-ночь, труд-лень и т.д.)

3.Стихотворение по метафоре

  • Стихотворение состоит из 6-ти характеристик, расположенных в определённой последовательности. Последовательность: цвет, вкус, запах, внешность, звук, качество переживаний. Первое слово каждой строки – название стихотворения. Грамматическое задание: Подчеркнуть грамматическую основу, объяснить употребление тире.

                    Зима

Зима – это белая шубка.

Зима – это сдобная булка.

Зима – это запах снега.

Зима – словно сладкая нега.

Зима – это вьюги вздыханье.

Зима – это радостное весны ожиданье

Написать свое стихотворение по метафоре.  

  1. Сочинение- идентификация
  •  

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым

Грамматическое задание: Найти предложения с однородными членами предложения, объяснить знаки препинания.  

Я — Земля. Болят мои рваные раны. Звенят в ушах взрывы снарядов, но еще громче – стенания, вопли и мольбы матерей, плач детей… О люди! Вы все мои дети. Поймите, слезы и горе матери, страх и беспомощность ребенка, тихий стон старика – одинаковы по обе стороны конфликта. И мне тоже одинаково невыносимо принимать в свои лона страшный груз – молодых и юных, но уже ожесточивших свои сердца. Еще не познавших жизни, но уже вкусивших смерть…  

Напишите свое сочинение- идентификацию на тему «Я-книга» 

Обучающие диктанты

Обучающий диктант с элементами занимательности, разновидность словарного. Учитель читает загадки, отгадками которых являются слова на определенную орфограмму; учащиеся записывают только отгадки.

Орфограммы: И, Ы после Ц. Буквы Е,О после шипящих в корне.

Желтый одуванчик

По двору идет.

Желтый одуванчик

Зернышки клюет.(Цыпленок)

Пахуча, с горохом,

Колюча, как елка.

Бывает и белой,

Обычная — желтой. (Акация)

На ветке — конфетки

С начинкой медовой,

А кожа у ветки-

Породы ежовой. (Крыжовник)

4.Ровесник тюльпана; пахнет пряно. (Нарцисс)

5.Сто зеленых медвежат

На грядке лежат. (Огурцы)

Мой циркач, циркач лихой, чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу, уцепился и ни шагу. (Циркуль).

2 кольца, 2 конца, посредине – гвоздик. (Ножницы).

В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь)

По десятку на шесточке сели умные кружочки

           И считают громко вслух, только слышно: стук да стук. (Счёты)

     Зубов много, а ничего не ест. (Расчёска)

 

  1. Стилистический диктант.

Учитель диктует текст со стилистическими ошибками, ученики же пишут в тетрадях предложения в исправленном виде, указывая на полях с помощью условных знаков вид недочета. Для стилистического диктанта желательно подбирать предложения с наиболее типичными и легко улавливаемыми на слух ошибками. Целесообразно провести такой диктант в процессе работы над ошибками, допущенными учащимися при выполнении какой либо самостоятельной письменной творческой работы. Цель стилистического диктанта — научить школьников на слух улавливать ошибки в тексте, определять их характер (вид ошибки).

* Обычная квартира. Слева от входа окно. Справа – шкаф. В центре стол и пара стульев. В дальнем углу тумбочка, на ней – телевизор.

  1. «В копилку мудрости».

Для записи под диктовку используются в основном афоризмы. Учитель читает мини-текст только один раз, учащиеся внимательно слушают, по памяти записывают; затем озвучивают свою запись (написание слов, расстановку знаков препинания). Такая работа способствует развитию памяти школьников, пополнению их словарного запаса.

*(1)Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! (2)Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? (3)Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений… (4)Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своём высоком креслице. (5)Уже поздно, давно выпил свою вечернюю чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. (6)Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так приветливы. (7)Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! (8)Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на её лицо, и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая – лицо её не больше пуговки. (9)Но оно мне всё так же ясно видно: вижу, как она улыбнулась мне. (10)Мне нравится видеть её такой крошечной. (11)Я прищуриваю глаза ещё больше, и она делается ещё меньше. (12)Но я пошевелился – и очарование разрушилось. (13)Я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно.(Л.Н.Толстой «Детство») 

  1. «Занимательный».

Обучающий вид диктанта, проводимый на материале кроссвордов, шарад, метаграмм и т.п. Учащиеся, работая классом или в группах, разгадывают, например, кроссворд и записывают под диктовку слова. Такой вид работы не только поучителен, но и интересен для учащихся.

5.«Расшифруй слово».

Написав диктант, учащиеся по заданию учителя находят в выделенных словах указанные морфемы, затем выписывают из них буквы, определяемые по счету. Например, учитель дает задание: в слове рассвет выделить приставку и выписать из нее третью букву по счету, и т.д. Последовательная запись букв должна образовать слово. Учащиеся зачитывают свои варианты

* Шепот и шорох неслись из лесной чащобы. Старичок-лесовичок с трещоткой в маленькой ручонке шел по заросшей плющом тропинке. На нем была странная одежда: холщовая рубаха, кумачовые шорты, старая шапчонка. В другой руке лесной щеголь нес желтую кошелку, в которой лежали желуди. Старичок – известный обжора. В его хозяйстве есть всевозможные яства: шоколад, алычовое варенье, крыжовник, копчености, тушенка и сгущенка. «Звери и птицы, добро пожаловать на обед!»- громко закричал лесовичок.

   Выписать последнюю букву корня в слове ЖЕЛУДИ, два первых звука в слове ЕГО, чередующийся согласный корня в слове РУЧОНКА, суффикс и окончание слова ШАПЧОНКА. (Девчонка)

6.«Волшебники, маги, чародеи». Учитель диктует слова, а учащиеся сначала должны превратить их, согласно заданию, в другие, а затем записать. Например, превратить прилагательные в существительные (мороженая рыба — вкусное мороженое, дежурный милиционердежурный по классу) или существительные нарицательные — в собственные (коренной москвич — автомобиль «Москвич», птица сокол — команда «Сокол»)

 * Вечерняя зорька, хорошие новости, горячее сердце, яркое солнце, неуклюжий медвежонок, беззаботное детство, зоркий орел, деревянная мебель, бесстрашный парашютист, старый цыган.

  1. «Конструктор».

Обучающий вид диктанта с элементами творчества учащихся. Учитель диктует слова, школьники, используя «строительный материал», суффиксы и приставки, записывают однокоренные. Кто больше?

*ВОДА- водичка, водица, водяной, водянистый, заводь, подводный, подводник, паводок, паводковый, наводнение, наводнить, наводнять, водоём, водосбор, водомер, водолей, водопровод, водопроводчик, водонапорный, водоемкий, водоворот, водовоз.

СНЕГ, ХОД.

  1. «Распределительный».

Может быть обучающим и контрольным. Текст диктанта распределяется учащимися по группам, оговоренным заранее.

   * Распределите словосочетания в 2 колонки: в 1-  с существительными, в которых пишем О, а во 2- с глаголами, в которых пишем Ё:

Сильный ож_г, переж_г провода, получил ож_г, подж_г сено, заж_г лампу, ж_г свечи, сж_г дотла, переж_г металла, ож_г рýки, ож_г рукú, совершил подж_г, переж_г нитку, обвинение в подж_ге, сж_г бумагу, помощь при ож_гах, обж_гся кипятком, обширный ож_г, заж_гся огонь, степень ож_га, переж_г дерево, лечение ож_гов.

  1. «Узнай слово по лексическому значению».

Для проведения такого диктанта подбираются слова на изучаемую орфограмму. Учитель задает вопрос, содержание которого определяет нужное слово, учащиеся записывают только ответ.

Например, изучается орфограмма «Разделительные Ъ и Ь». Вопросы учителя:

1) Как называют человека, вникающего во все мелочи, дотошного?

2) Как называют поклажу, перевозимую на спине животных, а также сумки для такой поклажи?

3) Как можно назвать снежную бурю?

4) Как называется собрание представителей каких-нибудь организаций, групп населения и т.д.?

4) Как называется лицо, снимающее, арендующее помещение?

Учащиеся записывают: въедливый, вьюк, вьюга, съезд, съемщик.

  1. «Фантазии на свободную тему».

Работа творческого характера. Учитель или кто-нибудь из школьников диктует любое предложение. Учащиеся по цепочке добавляют по одному предложению, но так, чтобы в конечном итоге получился связный текст. Затем записанный текст анализируется з точки зрения орфографии и пунктуации.

*Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало…

11.«Этимологический».

Обычно для такого диктанта подбираются слова, правописание которых нужно просто запомнить. Опора на этимологию поможет школьникам осознать значение данных слов и усвоить их написание. Как можно провести такой диктант?

I вариант. Учащиеся должны записать слово, узнав его по этимологической справке (историческому корню или слову, к которому оно восходит, и его значению). Например:

  1. Слово заимствовано из тюркских языков. В тюркск. образовано путем сращения двух слов: кара — «черный» и Даш – «камень», «шифер».
  2. Заимствовано из немецкого, но восходит к латинскому ingenium — «природные склонности, ум».
  3. Собственно русское слово. Восходит к слову пьрсть — «палец». В современном языке обозначает один из предметов туалета.
  4. Заимствовано из итальянского языка, но восходит к латинскому vermis –«червяк».

Ученики должны записать слова: карандаш, инженер, перчатка, вермишель.

II вариант. Учитель диктует слова, а ученик записывает не только слова, но и этимологическую проверку, к ним: порошок (порох), свинец (свин), солдат (сольдо), четверг (четверо).

III вариант. Учитель дает задание школьникам записать как можно больше слов, восходящих по происхождению к названному им. Например:

1) к тюркским хозя – «господин»;

2) к латинскому рhопе (фоне) — «звук»; и т.д.

Для подготовки такого диктанта используются этимологические и историко-этимологические словари; интересный материал для учителя предлагает в своей книге «Орфография. Этимология на службе орфографии» С.И. Львова изд-во «Русское слово», 2000 г.).

1.ВАРЕЖКА-искон. Уменьшит.-ласкат. форма от варега. Варега, очевидно, является суф. производным от вар «преграда», известного в диалектах (от глагола варити «защищать, охранять; беречь, предупреждать», ср. предварить)

2.ВЕДРО- Общеслав. Образовано, подобно бедро и т. д., с помощью суф. -р- от той же основы (с перегласовкой о/е), что и слово вода. Буквально — «посуда для воды»

3.ВЕЖЛИВЫЙ- Др.-рус. суф. производное от вѣжа «знаток» Первоначально — «знающий», «опытный». Ср. ведатьневежа

  1. ПЧЕЛА- У всех славян было некогда слово «бьчела», произведенное, наверное, из звукоподражательного «буча́ти» — «гудеть», «реветь». А мы уже встречаемся с этим «бучати в слове «бык». Этимологически бык и (пчела)….— родичи: оба они «ревуны», «бу́калы», «буча́лы».

        5.ВРЕМЯ- Заимствовано из старославянского, где образовано с помощью суффикса мен(затем перешедшего в мя) от той же основы, что и глагол вертеть. Первоначальное значение существительного …(время) — «нечто вращающееся».

  1. УЛИЦА. Общеслав. Суф. производное от ула (ср. диал. улка, переулок, проулок), того же корня, что улей, улитка.
  2. УЛЫБАТЬСЯ- Образовано от несохранившегося лыбать. Восходит к той же основе, что и лоб, в исходном значении «череп». Первоначально…( улыбаться)— «скалить зубы, как у черепа»

7 класс

Языковая тема: «Действительные и страдательные причастия прошедшего времени. Образование и правописание»

Тема текстов (текстоцентризм): «Прекрасное — это жизнь».

Текст №1

Весна пришла, как приходит всегда, — неожиданно, сразу. Однажды утром художника разбудили неугомонные птичьи крики. То были прилетевшие грачи. Вот оно! Началось!

А. Соломонов, биограф художника Саврасова, утверждал, что картина была написана в один день: «Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе, пораженный с утра ярким впечатлением весны, вчера словно еще не наступившей, а сегодня уже спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу».

 — Грачи прилетели! Грачи прилетели! — напевал художник, набрасывая на холсте согретые первым лучом весны деревья. На первый взгляд, ничем не примечательный пейзаж: покосившиеся, почерневшие от времени домики, старенькая церквушка, выщербленные кирпичи колокольни, отсыревшие доски забора. Как будто по-прежнему идёт жизнь, но среди этой жизни — на пустыре, огороженном забором, — совершается чудо тихого пробуждения природы.

Удивительный весенний свет, наполнивший всю картину и по-разному осветивший её, чуть позолотил снежный бугор. Лужи растаявшего снега открыли землю; на потемневший снег упали тени от молодых берёзок. Красоту простого деревенского пейзажа запечатлела кисть художника, влюблённого в русскую природу.

И. Крамской с его исключительной чуткостью к такого рода живописи отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой, и с воздухом, и с деревьями, а душа есть только в «Грачах».

  1. Беседа по тексту:

— К какому стилю относится текст?

— К какому типу речи относится текст?

— В каком предложении заложена основная мысль?

  1. Конкурс: выписать из текста за 3 минуты все действительные причастия прошедшего времени.
  2. Вопросы на связь лексики и содержания:

— В тексте 11 причастий прошедшего времени. Как это связано с содержанием текста?

— Можно ли здесь использовать причастия настоящего времени?

— Какую идею отражает такой выбор причастий прошедшего времени?

— В каком предложении эта идея отражена?

  1. Выписать из текста причастные обороты к определяемым словам: он, деревья, на пустыре, художника. Какой причастный оборот не выделяется запятой? Почему? Что объединяет все эти причастия?

 

  1. Самостоятельная работа.

Преобразовать следующий фрагмент текста так, чтобы речевые конструкции со словом “который” превратились в причастные обороты

Всмотритесь в картину, которую написал Саврасов, — и вы услышите её звучание. Это весенний гомон грачей, которые прилетели. Природа, которую обновили, как будто обрела свою душу: ожили гнёзда, которые вновь заселили, появилось долгожданное движение и суета. Картина Саврасова иллюстрирует мудрость, которую давно забыли: прекрасное — это жизнь.

Текст №2

   Это был всего лишь р…дничок. Из-под камня в пространстве не больше детской ладони стр…илась ключевая вода. Порой она вскипала сердитыми струйками, грозясь уйти, и тогда видно было, как вихрились п…счинки в ее размеренном, безост…новочном биеньи. Целого века не хватило бы нагляде (-ться, -тся) на него. Отсюда нач…нался ручей и сперва его можно было хоть рукой отв…сти, но уже через полсотни шагов р…ждалось его самостоятельное журчанье по намытой щ…бенке.

  То была колыбель Склани, первого притока Енги, а та, в свою очередь, приходилась старшей дочкой великой русской р…ке, ра…хлеснувшей северную низменность на две половины, так что полстраны было окроплено ж…вой водой из этого оврага.(Л. Леонов) 

Задания 
1. Озаглавьте текст.

2. Как второй абзац присоединяется к первому?

3. Найдите предложение, заключающую главную мысль текста.

4. Спишите текст, вставив пропущенные буквы и выделив орфограммы.

5. Подберите синонимы к слову наглядеться.

6. Выпишите одно слово, в котором звуков больше, чем букв. Докажите правильность своего выбора.

7. В третьем предложении укажите части речи, к которым относятся составляющие его слова.

8.Найдите причастия в тексте, разберите их по составу.

9. Напишите небольшое сочинение об источнике или водоеме, знакомом вам: родничке, ручье, реке, озере. 
    Работа с данным текстом помогает учащимся осознать, что великое рождается из малого (река, рожденная из маленького родника). Необходимо подвести школьников к осознанию того, что в жизни человека тоже бывает так: наши маленькие дела становятся началом (родником) дел великих

Выбирая текст для анализа следует помнить, что с помощью данного текста дети должны обогащать свой культурный багаж, формировать собственные представления о разных сторонах жизни, совершенствовать нравственное чувство.

Особенно важна работа с публицистическими текстами: они служат для учащихся образцом того, как при анализе произведений искусства (музыки, живописи, литературы) можно выражать не только мысли, но и чувства. 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика