Ноосферное образование

Spread the love

Ноосферное   образование

 Учитель Акулова Л.Г.

                                  Ноосферное образование – хорошо забытое старое.

Была осень. Медленно падали листья. В парке на скамейке сидел старичок и читал свежий номер газеты. К нему подошла маленькая девочка, протянула прутик и попросила:

— Нарисуй мне мир!

— Весь мир? – с сомнением спросил старичок, но — взял прутик и стал рисовать им на парковой дорожке.

— Вот это — Земля. Она круглая. Здесь – планеты. Они движутся вокруг Солнца по невидимым дорогам – орбитам. Дальше – звезды. А в центре – Солнце. Оно большое, намного больше Земли.

Девочка внимательно посмотрела на рисунок и сказала:

— Нет, все совсем не так, — взяла прутик из руки старичка и стала рисовать – Вот дерево. Оно высокое. Сейчас я рисую пруд. А это скамейка, где ты сидишь…

…А ведь она права. Мир вокруг нас на самом деле один-единственный, такой как есть. А видят его все люди по-разному, представляют каждый по-своему.

Для капитана корабля – мир – это карта с океанами, а для астронома – звездное небо или Вселенная. Каждый может изобразить тот образ, который сложился в его голове.

Возможность увидеть этот многообразный мир по — новому появилась у меня два года назад, когда прочла  Биоадекватную методику преподавания  Н.В.Масловой. И если в самом начале меня можно было сравнить с небольшим корабликом в огромном океане познания, то теперь я одна среди многих. Это меня радует!

Нас научили взглянуть на давно известные явления и события как бы с другой стороны, помогли увидеть то, что никогда не бросалось в глаза, хотя лежало на поверхности. Легче стало находить общий язык с окружающими меня, такими разными, людьми. Обладая большим объемом знаний, необходимо научиться эти знания применять и что особенно важно, научить других, пользоваться своим внутренним потенциалом.

Порой было трудно, но очень интересно. И сегодня,  я сама чувствую потребность учить, учить по-новому, учить  и при этом получать удовлетворение от своей работы. Думаю, что представленная разработка урока по методике ноосферного образования, окажется полезной моим коллегам.

       Структура урока. В биоадекватном занятии присутствуют все рабочие этапы, которые приняты традиционной педагогикой:

  1. Приобретение знаний
  2. Формирование умения использовать знания.

      3. Закрепление навыка использования знаний.

         I этап —  приобретения знаний проходит в состоянии релаксации.

Во время этого этапа происходит мотивированное формирование мыслеобраза учебного материала (цветка, листка, птицы, дерева и др.) со структурированной информацией.

 Время этапа 10 минут.

       II этап — формирования умения использовать знания проходит в состоянии активности (азарта).

 Во время этого этапа происходит «выведение» образа информации на уровень словесного описания, визуального графического образа в рисунке, происходит формирование визуальной, моторной, слуховой, логической связи между абстрактной информацией и личным образом.

 Время этапа 10–15 минут.

       III этап — закрепление навыка использования знания. Во время этого этапа происходит отделение учебного образа и поиск самостоятельных примеров с последующими (проверочными) возвращениями и корректировкой примеров.

 Время этапа 10–15 минут.

 Домашнее задание является продолжением III этапа.

 Опыт показывает, что учащиеся любят создавать свои собственные образы. Многие из них хотят усложнить схему или «одухотворить» образ. Этот процесс сравнения нового со знакомым и понятным был и есть в арсенале многих выдающихся учёных.

Например, сподвижник А.Д.Сахарова физик А.И.Гудзенко любил «переводить» сложные физические формулы в простые и понятные образы. У него студенты физические понятия изображали через живые скульптуры. В представленной типовой структуре урока может быть выделено разное количество частей – на усмотрение учителя.

Так, если проводится фонетическая, лексическая, логическая  зарядка, то количество частей урока прибавляется. Повторение нового материала обычно происходит не менее 5 – 6 раз за 45 минут.

 При каждом повторе происходит активизация того или иного канала восприятия: в одной части урока активизируется речь, в другой – моторика руки, осязание, зрение, обоняние; в третьей – логические структуры памяти и т.п. Приведем пример. Урок иностранного языка с использованием REAL – методики состоит из 5 основных частей, которые соответствуют основным этапам учебной работы и в разных вариантах организуют повторение материала:

 1) фонетическая зарядка – 5 минут (активность);

2) введение грамматического материала – 10 минут (релаксация);

3) обсуждение, рисование, письмо по новому грамматическому материалу – 10 минут (активность);

4) аудирование (новый текст) – 5 минут (релаксация);

 5) чтение вслух, упражнения – 5 минут (активность).

 Большинство результатов по научению человека показывает, что запоминание происходит в ходе многократного повторения.

 К. Прибрам объясняет это так: «Во время повторения происходит такое распределение повторяемого материала, что он включается в целую систему связей, предварительно зафиксированного опыта» . В этом секрет прочной долговременной памяти, которая является скорее «функцией соединительных структур, чем функцией процессов в самой нервной клетке». Формирование длительно сохраняющихся изменений происходит в соединительных аппаратах мозговой ткани, когда рост нервных волокон меняет пространственную структуру связей между нейронами. Такой процесс уже имеет название концентрированного  научения.

 Эффект закрепляется на 20%, если через несколько уроков (2–3) сделать повтор на основе музыкального, цветового или фитофона, который использовался при первичном знакомстве с материалом.

 Одновременно с закреплением можно проверить, какой из каналов был лучше отработан для того или иного ученика.

 Как организовать этот повтор?

 Нужно включить музыку, которая звучала во время  урока, воссоздать тот же запах и попросить учащихся самостоятельно в любой форме, которую они выберут, воспроизвести   материал темы. Нахождение учебного мыслеобраза в долговременной памяти и в активном обороте гарантировано при бескомпромиссном соблюдении последовательности I–II–III этапов и, конечно же, личном энтузиазме учителя! Любовь (поле безусловного позитивного восприятия учителем ученика) и энергия учителя порождают соответствующую любовь и энергию учебного мыслеобраза ученика. Так следует работать с каждой темой. Мобильность создаётся благодаря глубоко осознанной педагогом необходимости использования REAL – методики, которая применяется в преподавании не только языков, математики, но и географии, истории, биологии и др. В любом случае учителю предстоит решать задачу нового структурирования курсов: выделить информационный  блок материала для возможной работы в состоянии релаксации, а также блок материала для активной части. Творческий потенциал учителя дает возможность придумывать интереснейшие «мечты» для учащихся, потому что он знает, насколько разными могут быть интересы и отношения в классах и группах. Биоадекватная методика позволяет разрабатывать интегрированные уроки в межпредметном и во внутрипредметном контекстах.

    Такие уроки не предусматриваются учебными программами, но именно они дают возможность познания рассредоточенной в учебниках информации в целостном, концентрированном виде. В данном случае преследуется цель творческой интерпретации существующего традиционного материала. При этом понятие творчества как «создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей» (С.Ожегов) полностью оправдывается, ибо в понятие культурных ценностей включа- ются интеллектуальные и методические приёмы и методы работы: они-то и есть ценности. Научение культуре интеллектуального труда на основе национальной культуры народа – есть глобальная задача педагогики.  

Воспитательный характер REAL-методики

REAL – методика имеет ряд воспитательных смыслов, главные  из которых непосредственно связаны с фазой релаксации. Последняя  предопределяет выбор положительных эмоций учителя уже в процессе подготовки к занятию. Во время презентации информации и сам педагог, и дети работают в оптимальном психоэмоциональном  режиме, который нивелирует явные и скрытые конфликты личности, группы учащихся, включает центры удовольствия и таким образом воспитывает чувства и смыслы. Притчи, метафоры, басни, ролевые игры, будучи содержательными элементами биоадекватной методики, снимают остроту деструктивной информации, ее объектную направленность и усиливают трансформацию энергии конфликтов в энергию позитивного личностного роста. Учитель должен уметь видеть в каждом ребенке возможность проявления его лучших сторон и управлять проявлением его высших потенциальных возможностей. Ноосферный педагог ориентируется на личность ученика в ее Высшем потенциале, воспитывая его личностное достоинство.  В таком случае мы имеем основание говорить о личностной ориентированности методики. REAL – методика является глубоко воспитательной благодаря грамотной организации надличностного опыта ребенка  На каждом биоадекватном уроке в его разуме «прокладывается дорожка» между архетипами (первообразами) и сознанием, которая ведет к целостности личности. Ребенок благодаря связи с опытом предшествующих поколений через долговременную память обретает внутреннюю опору. В этом случае он оказывается способным сам решать свои проблемы и строить отношения с людьми в восходящем эволюционном потоке. Каждый акт выбора сопровождается принятием ответственности за этот выбор. При этом воспитательная функция методики выявляется в работе сущностно: не формальное запоминание, а личный творческий поиск воспитывает трудолюбие, самоорганизованность, инициативность, потребность в свободе выбора. Умение свободного выбора, установка приоритета 18 иницирует навык интеллектуальной работы и самоорганизующейся   духовности. Это та ситуация, когда сама учёба есть воспитание трудом, душой, интеллектом, когда не требуется выделять дополнительное время на воспитательные мероприятия. Отзывы учителей свидетельствуют о высокой эффективности воспитательной стороны методики. Например, в Бурятии и Казахстане, где проводятся ноосферные уроки, исчезли антисоциальные поступки детей. Педагоги-психологи (И.Э.Казанцева, Т.С.Озерова, Ж.М.Клышко, В.Д.Атажанова, Л.В.Мазурина, Т.С.Синявская, Л.П.Подгорная и др.) фиксируют существенное улучшение показателей стрессоустойчивости, дружелюбия, терпимости, оздоровление психоэмоциональной сферы учащихся. «Каждый ребенок имеет право хоть раз в жизни побывать на таком уроке!».

     Здоровьесберегающий потенциал методики

Биоадекватная методика преподавания концентрирует внимание, включает память, волевые усилия по выполнению множества регламентированных урочных действий в соответствии с психофизиологическими возможностями учащегося. Известно, что традиционные приемы обучения базируются преимущественно на кратковременной памяти при доминирующем участии левого полушария головного мозга (центры речи и слуха). При этом значительная часть подкорковых структур, связанная с лимбикоретикулярным комплексом и эмоциями, не только исключается из процесса восприятия и переработки информации, но и методически подавляется на каждом уроке. Обучение как целенаправленная деятельность начинается с III- го (программного) блока мозга, который реализует не познавательный рефлекс, а установку на запоминание учебного материала. Это ведет к перенапряжению нервных центров, связанных с биологическими мотивациями, и образованию патологических    доминант в I (энергетическом) блоке мозга. Именно поэтому у детей и подростков быстро наступает утомление, снижается внимание, возникает сонливость, накапливается агрессия.  Именно отсюда – тактика избегания неудач (плохая оценка, порицание), преобладающая на уроках, построенных по традиционной  методике. Преимущества биоадекватной методики очевидны. Благодаря естественной стимуляции ретикулярной формации через все каналы восприятия обеспечивается бодрствующее, деятельное состояние коры обоих полушарий головного мозга. Ретикулярная формация активизирует энергетическое обеспечение образовательной деятельности через задний гипоталамус. А далее генетически последовательно, физиологично нейронные ансамбли   I, II, III структурно-функциональных блоков головного мозга включаются в процесс восприятия информации [2]. Кроме того, релаксация обеспечивает реализацию  коммуникативной функции эмоций, которая почти на 90% происходит на неречевом (несемантическом) уровне. Эмоциональное напряжение выходит на вегетативные функции организма человека, проявляясь сдвигами кожно-гальванического рефлекса, частоты сердечных  сокращений, кровяного давления и т.п. В результате моделирования в процессе релаксации эмоционально-позитивной среды происходит нормализация работы вегетативных функций организма и получение дополнительного энергетического импульса для усвоения новой учебной информации и приобретения навыков познания. Так как влияние эмоций на поведение подчинено принципу максимизации положительных эмоций и минимизации отрицательных, то данный подход соответствует природному закону нормального развития психических функций у ребенка. Превентивной мерой в решении педагогической задачи здоровьесбережения выступает структурирование учебной информации по базовому принципу золотых пропорций  Большая часть (65 %) учебного материала в биоадекватном преподавании является известной, данной из уже пройденного курса изучаемой дисциплины или из других, общедоступных, источников. Доля 20 незнакомой информации составляет 30 %. И только 5 % от общего учебного материала может содержать негативный смысл явно или в виде подтекста. Таким образом, и по энергетическим, и по информационным параметрам REAL-методика предстает универсальным естественным инструментом профилактики психосоматических заболеваний.   Биоадекватность  методики не исчерпывается профилактическими  функциями. Она не только сохраняет, но корректирует и развивает здоровье благодаря запуску механизма саморегуляции. Впервые его действие было научно обосновано Нобелевским лауреатом И.Р.Пригожиным в работе «Самоорганизация саморегуляции биологической системы», где одна из закономерностей современной термодинамики была распространена на биологические объекты. Эта закономерность состоит в следующем: при определенных условиях любая система, предоставленная самой себе, стремится к состоянию наименьшего возбуждения частей, составляющих эту систему; при этом растет степень упорядоченности  и происходит самоорганизация. Примерно это же происходит во время релаксации. Альфа-тета-состояние головного мозга способствует гармонизации элементарного, биохимиче- ского и энергоинформационного гомеостаза, то есть самоупорядочиванию организма и психики человека на всех уровнях: физиологическом, эмоциональном, интеллектуальном и т.д. Учебная релаксация построена на виртуальном представлении образа, который непосредственно не воздействует на сенсорные каналы тела человека, но может быть им представлен и визуально, и тактильно, осязательно, то есть может охватывать все аспекты чувствования. Этот принцип получил название био- логической обратной связи (БОС) [7]. Проектная функция мозга обеспечивает равновесное функциональное состояние (фаза пассивного открытия), в котором соединяются одновременно протекающий внешний процесс объяснения учителем учебной информации (внешнее воздействие сигнальных импульсов) и внутренний психологический процесс ассоциирования.

      Такой подход инициирует учащегося к включению в процесс  саморе- гуляции,   к контролю за ситуацией и своим состоянием с опорой на первосигнальные  или второсигнальные   регулирующие образы. При глубокой релаксации в деятельности мозга могут образовываться   вспышки абсолютно упорядоченной активности всех центров мозга. Возникает уникальнейшее явление когеренции   волновой активности всех центров мозга: передняя и задняя части мозга, правое и левое полушария, кора и подкорка начинают действовать абсолютно согласованно.  Американский нейрофизиолог К.Уоллс, открывший явление  когеренции, выделил его в отдельное – четвертое – состояние сознания, первое из высших состояний сознания, доступных человеку и описанных во всех Священных книгах. Это состояние является эмерджентным по отношению к другим психофизическим состояниям, оно принципиально отличается от них и вместе с тем интегрирует познавательные возможности последних. На короткие мгновения, даже при первой релаксации, человек переживает такой опыт. Ноосферный учитель, создавая на уроке состояние комфорта, удовольствия, радости, единения с миром, методически грамотно включает природный механизм эмерджентного самоуправления. В состоянии релаксации каждый погружен в себя, каждый ребенок сам моделирует образы, обеспечивающие ему состояния покоя и познания. Учебная информация воспринимается  легко – через мечту. В активном состоянии ребенок легко воспроизведет весь материал: он и отдохнул, и поработал! Учебная релаксация – это самый приятный и самый здоровый этап образовательного процесса, ведь в этот момент дети «говорят на одном языке с природой»: «Мне удалось не только созерцать великолепные пейзажи, я словно поднялась над всем обыденным и повседневным. После релаксации я поняла, что живу в мире, в котором есть места, где можно мечтать и, открыв глаза, оказаться совершенно свободным, отдохнувшим, полным сил человеком!»; «Совершенно неожиданными ноосферные уроки показались  нам в самом начале и необходимыми сейчас. Остается что-то, что никуда не уходит из памяти. Будто сказка закончилась, а волшебная палочка осталась у тебя в потайном кармашке. Чувство  комфорта не покидает тебя до конца дня, а легкая улыбка не исчезает с твоего лица ни на минуту» (Анжеро-Судженск).

           Эффективность REAL – методики  

Релаксационно  —  активная методика синтезирует многие педагогические подходы: традиционный метод, методы суггестопдии (Г.Лозанов), погружения (Ж.Питон, А.Паккар), релаксопедии (г. Пермь), ритмопедии (Кишиневский университет), аудио- визуальный (Франция), аудио-лингвальный (США) и др. Интегративность на уровне практики даёт возможность увидеть и сравнить результаты работы REAL-методики с другими инновационными и традиционными методиками. REAL – методика прошла успешную лонгитюдную (пятнадцатилетнюю) апробацию в Российской Академии естественных наук и 12-ти школах разных регионов России и ближнего зарубежья (Московская, Ленинградская, Калужская и Кемеровская области, Бурятия, Якутия, Казахстан, Украина). Опыт работы показывает реальное сокращение времени на изучение предмета в 3 – 4 раза при сохранении и повышении качества обученности, снижение уровня ситуативной и личностной тревожности, агрессии в 2 – 3 раза. В школе №953 г. Москвы приборными исследованиями у 150-ти детей и подростков зафиксирован рост учебной мотивации, в 90% случаев – до информационного и нравственного уровней . В Агинской школе №3 110 детей, обучавшихся в биоадекватном  режиме, к концу года улучшили показатели здоровья по 12-ти системам организма. В контрольной группе с такой же выборкой наблюдалось, напротив, снижение этих показателей (медицинское обследование, 2002). В школе №2 г. Лобни с помощью биорезонансного метода диагностики доказано положительное влияние режима REAL– обучения на здоровье подростков 5-х и 6-х классов, в том числе выявлена такая его ценная корреляция, как снижение в организме-  солей тяжелых металлов. Мощный эффект оздоровления учащихся замечен и в других образовательных учреждениях уже в первый год внедрения методики даже при ее локальном использовании. Биоадекватность восприятия и, соответственно, эффективность REAL – методики оказывается выше у тех, кто в меньшей степени испытал влияние со стороны «левополушарного» социума. Методом образного мышления наиболее успешно овладевают  учащиеся младшего школьного возраста. Он им нравится, поскольку это естественный для человека путь мышления.

Критерии оценок

Критериями эффективности методики являются прочность знаний, эмоциональный эффект, социальное время, необходимое на изучение одного и того же курса, снижение заболеваемости. Если сравнить эффективность REAL-методики (Эreal) и традиционной методики (Этрад) при заданном объёме работы (А), то, условно говоря, в делителе окажется суммарная социальная работа, предпринятая на организацию и проведение учебного процесса – «a». При сравнении получим: real real трад трад а А Э а А = < =Э 24 ЭТАПЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ (Ж.ПИАЖЕ) Сенсорно- моторный символьный логический лингвистический

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика