П.Мормуль «Памяти живительная нить» Литература родного края в 11 классе. Урок — полилог

Spread the love

 

Разработка учителя русского языка и литературы МОУ «Мичуринская школа»  Чангли С.Ф.

Тема урока. Литература родного края в 11 классе.

П.Мормуль «Памяти живительная нить»

Цель урока: познакомиться  с жизненным и творческим путем поэта-земляка П.Ф.Мормуля;  привлечь интерес к литературному краеведению, вызвать чувство гордости за свой народ; воспитывать понятие  «малой» родины и любви к родному краю; развивать читательскую культуру, совершенствовать навыки ораторского искусства.

Тип урока: урок — полилог.

Методы и приемы: сообщение учащихся (работа в группах, работа с текстами), составление ассоциативного куста, сенкана.

Ход урока

І. Организационный момент.

Звучит песня «С чего начинается Родина» ( в исполнении Валерии).

ІІ. Сообщение темы и целей урока.

Составление ассоциативного  куста «Малая Родина».

Деление класса  на группы: историки, литераторы, декламаторы-актеры.

Вступительное слово учителя.

Золотые разливы хлебов и пляжи, долины рек и речушек, край угля и металла. Природа восхищает своей неповторимостью. Попадаешь то в царство мертвого камня, то в душные   ароматы степи. Все это – Донецкая земля.

Первые сведения о древней горной Скифии нашли в трудах древнегреческого историка Геродота. Он удивлялся суровости климата, где зимой господствуют стужи, а с неба падают ледяные перья (снег). Равнины Скифии в те времена изобиловали тучными травами и реками, но были очень бедны лесами.

В этом своеобразном и самобытном Донецком  крае  нам  посчастливилось родиться и жить. Это наша  Родина.  Наша земля – удивительный сплав трудовых и культурных традиций, сплетение человеческих судеб, накопленный опыт истории и приобретение  поколений.

Много  интересных, литературно  одаренных людей живет и в  нашей «малой» Родине, Тельмановском районе. Один из них- Петр Федорович Мормуль. Родился  Петр Федорович в 1945 году в родном  селе Мичурино, в прошлом Зеленая Долина. Воспитан в семье колхозников, где дух коллективизма преобладал над другими житейскими понятиями.

ІІІ.Усвоение нового материала.

Историки. В тяжелые послевоенные годы не хватало тракторов, комбайнов, сеялок. Несмотря на большие трудности, колхозники добивались больших результатов. Особенно небывалый урожай собрали мичуринцы  в 1949 году. Этот год был назван годом ГЕРОЕВ. 1 июля 1950 года девяти нашим землякам было присвоено звание Героя Социалистического труда. С гордостью называем имена своих славных земляков: Буц Иван Феофанович, Потапова Матрена Степановна, Бондаренко Мария Григорьевна, Голодухина Анастасия Васильевна, Проценко Парасковья Ивановна, Федорюк Мария Григорьевна, Янчук Ксения Григорьевна, Федоренко Ольга Петровна. Среди них и  мать Петра Федоровича, Мормуль Анна Андреевна. Где еще в бывшем СССР было бы хоть одно село, в котором  жило бы девять Героев Социалистического труда?

Учитель. С раннего детства Петр Федорович трудился на колхозных полях вместе со взрослыми. После службы в армии стал на стезю государственного служащего, а сегодня – пенсионер. Считает себя счастливым, потому что работал только там, где мог принести пользу людям. Общение с большим кругом интересных людей, добродушных и мудрых земляков, природа родного края способствовали реализации его творческой натуры.

Литераторы. Как известно, книги создают не только профессиональные писатели. Нередко за этот нелегкий труд берутся люди, которым есть что сказать об  окружающем мире, природе, о себе и близких. Так и Петр Федорович Мормуль — человек  по жизни наблюдательный и неравнодушный, заболевший еще со школьной скамьи историей Приазовья, его природными богатствами, любя все это, не мог не  взяться за перо. Так появилась книга со столь философским названием «Памяти живительная нить». Прочитав ее, потомок ли его, просто сторонний читатель  поймет, что имеет дело со способным к творчеству человеком. Именно постоянная тяга к сочинительству и предопределило появление этого труда.

Историки. На юг от Донецка по шоссейной трассе Донецк – Новоазовск, на расстоянии 67 километров от Донецка и 8 километров от районного центра Тельманово, расположено большое и красивое село Мичурино. Оно находится в небольшой впадине, по обеим сторонам речушки, и тянется широкими улицами с северо-запада на юго-восток среди полей, утопающих в зелени.

Среди бескрайних степей, выпаленных огненным  летним солнцем, таких райских уголков в этом крае   не очень  и много. Недаром основатели села – немецкие колонисты – католики —  назвали его Грюнталем ( в переводе с немецкого «Зеленая Долина»).

Выходцы из немецкой земли донецкий край полюбили,  и он стал для  них родным. На глазах менялось село: сюда начали приезжать люди разных национальностей.  Зеленая Долина превратилась из немецкой колонии в многонациональное поселение.

Декламаторы-актеры ( читают стихотворение П.Мормуля «Малая Родина»)

                                            Малая Родина

                                                    Улица широкая,

Двор против двора,

Липы и черемухи –

Давних два ряда.

Малая, но Родина,

Ваша и моя,

Редко, лишь по праздникам,

Здесь бываю я.

Редкие прохожие,

Слышен смех  девчат,

Будто бы знакомые –

Я ловлю их взгляд.

Мне они напомнили

Их красивых мам,

Захотелось в юность,

В много лет назад.

Горд за свою родину,

Горд я за девчат,

Подсказало сердце,

Не сумел смолчать.

Здесь наречья разные,

Но одна семья,

Малая, но Родина –

Родина моя.

Все подвластно времени,

Наперед прошу:

Пусть хранят столетия

Родину мою!

Литераторы. В своих стихах Петр Федорович Мормуль рассказывает о любви к неяркой степной природе Донетчины, желании осмыслить историю своего народа, сохранить культурные традиции, не потерять памяти живительную нить.

Декламаторы-актеры ( читают стихотворение П.Мормуля «Приазовье-2»)

От лет Рождения Христова

Благословенна степь у моря,

Когда-то звалось Диким полем,

Теперь зовется Приазовьем.

В долине сей благоуханной

Есть бор, устелен белым камнем.

Прошел Андрей здесь Первозванный,

Степь засевая православьем.

Здесь было скифское раздолье,

Сарматы – все средневековье,

Вторгались готы ненадолго,

Их гунны вытеснили скоро.

Затем авары степь заняли,

Здесь даже жили праболгары,

Хазары, венгры, печенеги

И половцы хранили степи.

Теперь здесь степи всей страны,

И здесь мы «люди вся Твоя»,

Мы православии едины,

И пусть продлятся так века.

Литераторы. Постоянное общение с природой – источник жизненной и творческой энергии Петра Федоровича. В  течение пяти лет он руководил районным комитетом по охране природы. В эти годы увеличились объемы высадки лесных культур, прежде всего на распаханных пастбищах, заодно были зарезервированы земли под заповедники на реке Кальмиус. Некоторое время работал  в заповеднике «Хомутовская степь», где содействовал открытию  отделения «Кальмиуская степь».

Историки. Хомутовская степь – уникальный заповедник. Его площадь 1030 гектаров. Это первый в Донбассе заповедник и самый значительный по площади. До революции так называемая Хомутовская табунная толока принадлежала Области Войска Донского и использовалась как пастбище для молодняка лошадей. С 1926 года эта территория вошла в состав охраняемых законом из-за ее большого научного значения. Хомутовская степь стала эталоном природы для изучения почв, растительности и животного мира Приазовья. Здесь насчитывается 560 видов растений, среди которых 50 редких, а 15 из них занесены в Красную книгу.  Степному раздолью  придают необычность каменные бабы. Этих изваяний на территории заповедника более 20. Особой красоты степь достигает в мае, когда зацветут ковыли. Их длинные пряди колышет ветер, и чудится: волнуется серебристое море.

Декламаторы-актеры ( читают стихотворение П.Мормуля «Я всех влюбляю в Хомутово»)

Я всех влюбляю в Хомутово

Я всех влюбляю в Хомутово

И сам влюбляюсь вновь и вновь

В зеленый остров за рекою

Среди распахнутых лугов.

Здесь добрый конь гулял на воле,

На нем скакал казак лихой…

Как жаль, что время то былое,

Что поросло сто раз травой.

Здесь воздух травами настоян,

И здесь, наверное, живет

Любовь, которая уходит,

Любовь, которая придет.

Здесь небо выше, звезды ближе,

Здесь понимаешь всем собой,

Что ты – частица, ты – былинка,

Но под тобою шар Земной.

Историки. Когда тебе станет грустно, можешь позабавить себя простенькой арифметической задачкой, в основе которой лежит тот непреложный факт, что своим появлением на свет ты обязан двум людям – твоим родителям. У каждого из них, в свою очередь, тоже было двое родителей, так что всего два поколения до тебя тех, кого соединила любовь и кто способствовал твоему рождению, было четверо.

 Ты, следовательно, являешься потомком восьми прадедушек и прабабушек, шестнадцати прапрадедушек и прапрабабушек, тридцати двух прапрапрадедушек и прапрапрабабушек и т.д. Продолжай умножать на два. Если принять разницу между поколениями равной 25 годам, то ты обнаружишь, что каких-нибудь 500 лет назад к процессу твоего появления на свет приступили 1048576 мужчин и женщин.

Литераторы. Большое место в творчестве П.Мормуля занимают  село Мичурино  и его люди: прошлое и настоящее, красоты мирозданья и вечный вопрос бытия: «В чем смысл жизни?»

Декламаторы-актеры ( читают стихотворение П.Мормуля «Долина, балка, Вассарай»)

Долина, балка, Вассарай

Долина, балка, Вассарай –

Село у самой реченьки,

Пасутся кони у ручья

Июльским теплым вечером,

Еще зеленый виноград

На склоне, против солнца,

Но в зрелых яблоках весь сад,

Что вассарайским звется.

Все это не придумал я,

Картина не словесная,

Стоит она в моих глазах

Чуть больше полстолетия.

Теперь дорога сквозь прошла

И мчат машины нервные,

Куда торопишься, страна,

Ведь здесь было селение…

Где выросли и ты, и я,

Там заросли поблекшие,

И не пойму: за что, когда…

Неужто вправду грешные…

Литераторы. Не одно стихотворение Петр Федорович посвятил Мичуринской школе – центру духовного становления подрастающего поколения.Он называет ее своей альма-матер, что в переводе с латиниобозначает«мать-кормилица». Здание  нашей  школы является самым старым среди всех учебных заведений района. Но ведь школа состоит не только из кирпичиков. В ней не учатся, в ней живут. Постигают добро и зло, плачут и смеются, учатся верить и надеяться. Она – модель большого мира. В ней сосредоточены его противоречия, чаяния и надежды.

Историки.В 1872 году на средства общины в Грюнтале был построен католический костел, находившийся в центре колонии. Здание, как и все немецкие постройки, было монументальным и выглядело довольно внушительно, высота его со шпилем достигала сорока пяти метров.

При костеле функционировала школа, которая также не имела государственной поддержки и содержалась на средства общины. Местные священники, как правило, не  только вели церковную службу, но и являлись деревенскими учителями и писарями.

В 30-х годах ХХ столетия был разрушен костел. А школа, построенная еще немецкими колонистами, во все времена, несмотря на все изменения жизни, оставалась центром духовного становления подрастающего поколения.

Помнят стены старого здания и оккупацию немецко-фашистской армией, и освобождение в 1943 году, и временный полевой госпиталь, расположившийся в классных кабинетах.

Шли годы, менялись условия, название села, района. А  только школа  оставалась для многих первой ступенькой во взрослую жизнь. Важность школы в том, что во многом определяет судьбу человека. Понимали это и учащиеся издругих сел, которые пешком добирались на занятия в любую погоду. Трудно себе представить, какое  огромное количество выпускников вышло из стен нашей школы! Среди них и Петр Федорович Мормуль.

Декламаторы-актеры ( читают стихотворение П.Мормуля «ALMA MATER”)

ALMA MATER

Мы с Богдановки, мы с Вершиновки,

С Вассарая, с Христовки мы,

С Октября, с Первомайска тропинками

В школу нашу в Мичурино шли.

Alma mater всех нас подружила,

Дружбе нашей сквозь годы верны.

В нашей школе боялись Пазынича

И совсем не боялись Чангли.

Мы тогда уже были продвинуты,

Знали с детства, почем трудодни,

Молоком в переменки поили нас,

Так колхоз нас со школой растил…

Мы влюблялись, не все позабылось…

Так хотелось нам взрослыми быть,

Не прощались, и не простимся,

Будем новыми встречами жить.

Все по-своему знаменитые

И надежд, и желаний полны.

Все же главное наше открытые –

Внуки наши такие, как мы…

Литераторы. Окружающая нас жизнь наполнена поэзией, и задача поэта заключается в том, чтобы эту поэзию жизни увидеть и достоверно поведать о ней со страниц своих книг.

  1. IV. Закрепление пройденного материала.

Блиц-опрос.

Составление сенкана. Тема :«П.Ф.Мормуль».

Учитель. Прежде, чем перейдем к составлению сенкана, повторим алгоритм работы: в первой строке записывается одно слово, существительное, которое является темой сенкана; во второй строке – два слова, прилагательные, которые являются определениями к теме; в третьей – три слова (глаголы, которые указывают на активность, связанную с темой); в четвертой – записывается фраза, которая выражает понимание темы (состоит из четырех слов); в пятой – одно лишь слово, существительное-синоним (вывод) к теме.

V.Рефлексия.

Учитель. А сейчас мне хотелось предоставить слово вашей однокласснице Михайленко Александре, которая   принимала участие в интернет-соревновании«Поэтический вернисаж юных филологов«Мой край, моя земля…», предложив на конкурс свой  поэтический сборник«Сердца уголок»,  и стала его лауреатом.

 Ученица.  Уже с пятого класса я начала интересоваться поэзией и «делать» первые пробы пера. На протяжении всей школьной жизни принимаю активное участие в конкурсах и олимпиадах. Мечтаю получить возможность профессионально заниматься изучением литературы, продолжив обучение на филологическом факультете Донецкого национального университета.

Я люблю быть наедине с природой, идти вечером по дороге, над которой деревья образовали шатер, зеленый, шелестящий о чем-то своем. Заходящее солнце окрашивает небо в фантастические тона, постепенно переходящие друг в друга. К мерцающим звездам, в дальние глубины космоса уносится фантазия. Так рождаются строки о моем своеобразном и самобытном крае.

 Поэтический сборник «Сердца уголок» посвящен знаменательным датам– 70-летию  Победы в Великой Отечественной войне, 1-ой годовщине Донецкой Народной Республики. Мы должны всегда помнить историю родительского дома, родной  школы, донецкого края. Наша земля – удивительный сплав трудовых и культурных традиций, сплетение человеческих судеб, накопленный опыт истории и приобретение многих поколений. В моих стихах звучит искренняя благодарность тем, кто освобождал наш край в годы войны, кто сегодня, несмотря на трудности, прокладывает путь в будущее.

Донбасс в нашем сердце

Высокое небо. Широкие степи.

Донбасс остается в нашем сердце навеки.

Я знаю здесь каждый пустой уголочек,

И каждый —  как будто бы сердца кусочек.

А люди имеют рабочие руки,

                                            Они не должны ведь испытывать муки.

                                            Я счастлива жить в этом щедром крае,

                                            И лучшего места я в мире не знаю.

Сердца уголок

Дворик, домик, просторное поле,

Здесь я  родилась, эмоций здесь море.

Войдя в палисадник,

Я вспоминаю, как раньше

Ходила  в детский сад  я

С подругами вместе.

Мы веселились, играли, дружили,

Хотели, чтоб жизнь мы  всю вместе прожили.

Учитель. Стремитесь изучать историю родной земли, больше знать о ее прошлом и настоящем, думать о ее будущем. Не бойтесь делать пробы пера, открывать заповедные уголки своей души, вести разговор о самом сокровенном, так как это делает Петр Федорович Мормуль. Это была наша первая встреча с этим поэтом-земляком и, надеюсь, не последняя.

Домашнее задание: подготовить сообщение «Стихи греческих поэтов Донетчины»

 

 

Список использованной литературы

  1. В.Душка. От старины глубокой до наших дней. – Донецк, 1999.
  2. В.Душка. От старины глубокой до наших дней. – Донецк, 2000.
  3. Книга о Донбассе. – Донецк, 1977.
  4. П.Ф.Мормуль. Памяти живительная нить. – Киев, 2013.

Тельмановский район. История в лицах и событиях. – Донецк, 2005

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика