«Турнир знатоков русского языка»

Spread the love

Внеклассное мероприятие для 5- 6 классов

«Турнир знатоков русского языка»

                                  Полторацкая Н.С., учитель русского языка и литературы

                              МОУ « Коньковская школа» администрации Тельмановского района

 

Цель: показать красоту и богатство русского языка, его значение в жизни каждого        человека; развивать познавательный интерес к русскому языку, творческие и интеллектуальные способности, смекалку, сообразительность; формировать умение выделять главное, логически излагать свои мысли; воспитывать культуру, чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности, уважение к сопернику.

Оборудование: бумага, карандаши, карточки с заданиями, грамоты для награждения, электронная презентация

Ход конкурса

  1. Вступление

 

Ведущий 1: Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

 

Ведущий 2:  Сегодня отправляются в путешествие две команды. Дорогие ребята ,у  вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать свои  знания и умения.

      Ведущий 1:Сотни слов, родных и метких,
      Сникнув, голос потеряв,
      Взаперти, как птицы в клетках,
      Дремлют в толстых словарях.
      Ты их выпусти оттуда,
      В быт обыденный верни,
      Чтобы речь, людское чудо —
       Не скудела в наши дни!

Ведущий 2:Итак , давайте знакомиться с командами-участницами.

  1. II. Представление команд

Капитан 1 команды: Вас приветствует команда “Умники и умницы”.

      Наш девиз: “Берегите русский язык”.

Мы, умнейшие ребята,

Видеть вас сегодня рады,

Будем спорить и играть,

О русском языке хотим все знать.

Капитан 2 команды: Вас приветствует команда “ Веселые и любознательные”.

Наш девиз: “Изучайте русский язык”.

Русский язык!

Ты красив и велик.

Силой могучей ты наделен,

Любим тебя как родную мать

И обещаем добросовестно изучать.

III. Представление жюри

Ведущий 1:В дорогу отправляться так

                   Опасно. Это знает всяк.

Ведущий 2:Жюри нас по пути направит
                  И без вниманья не оставит.
                 Коль ошибемся, то поправит.
                  Коль скажем правильно – прославит,
                  Оценку за ответ поставит.
                  Ему передаем привет —
                  Ведь без жюри дороги нет.

Ведущий 1 : А судить наш конкурс будет жюри в составе: ____________________________________________

Ведущий 2 : Наша игра будет состоять из 9 конкурсов. За каждый правильный ответ вы будете получать по 1 баллу. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка.

IV.Соревнование команд

Ведущий 1: Вот начинается игра.
Теперь, я думаю, пора
Командам начинать сражаться,
В словесных играх упражняться.

Ведущий 2:Итак, мы начинаем!
Команды готовы,
Жюри в ожидании,
Призы заготовлены —
Начинаем состязание

Конкурс № 1 «Разминка» (Команда отвечает быстро на вопросы. За правильный ответ получает 1 балл)

Вопросы 1 команде:

  1. Может ли слог состоять из одного согласного звука? (нет)
  2. Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу (текст)
  3. Как пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)
  4. Как называется слово, которое отвечает на вопрос: кто? что?
  5. Сколько букв в русском алфавите? (33)
  6. Сколько слогов в слове дорога? (три)
  7. Как пишутся имена собственные?
  8. Как называется слово, которое обозначает действие?
  9. Какая буква не обозначает звука?
  10. Как пишется первое слово в предложении? (с заглавной буквы)
  11. Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)
  12. Вопросы 2 команде:
  13. Главный член предложения, который обозначает действие (что делает?) называется…(сказуемым)
  14. Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
  15. Сколько слогов в слове прилагательное?(6)
  16. Как пишутся названия городов?
  17. Если в конце предложения вопрос, то это…….предложение
  18. Часть речи, обозначает признак предмета, называется……
  19. Что такое грамматическая основа?
  20. Назовите звук, который всегда мягкий и звонкий?
  21. Сколько слогов в слове самопожертвование?(8)
  22. Не с глаголами пишется…
  23. С какой буквы не начинается слово?( За 2 минуты нужно подобрать такие пары словосочетаний, чтобы из них получились предложения, выражающие законченную мысль. За правильно составленные предложения команда получает по 1 баллу )
  24. Конкурс № 2 «Подбери пару»
Крупные капли дождя

Последние снежинки

Маленькая собачонка

Голые кусты

Деревенские ребята

Большая стая лебедей

 торчали на косогоре 

 весело катались с горки

 летела в тёплые страны

 барабанили по крыше дома

 порхали в холодном воздухе

 громко лаяла на прохожих

 

Конкурс № 3 «Отгадай слова»

Для 1 команды:

Его корень в слове снежинка,
Приставка в слове подъехал,
Суффикс в слове лесник,
Окончание в слове ученик. (Подснежник)

Начало-нота,
Потом оленя украшенье,
А вместе — место
Оживлённого движенья. (Дорога)

Для 2 команды:

Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода. (Завязка).

Предлог стоит в моём начале,
В конце же загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом. (Задача)

Конкурс № 4 «Восстанови справедливость»

(Восстановите справедливость — верните определения своим владельцам)

Неуклюжий как крот. Верный как слон.
Неповоротливый как собака. Хитрый как бык.
Слепой как волк. Длинный как заяц.
Трусливый как медведь. Вороватый как жираф.
Злой как лиса. Упрямый как сорока.

Слепой как крот. Неповоротливый как слон.
Верный как собака. Упрямый как бык.
Злой как волк. Трусливый как заяц.
Неуклюжий как медведь .Длинный как жираф.
Хитрый как лиса. Вороватый как сорока.

Конкурс № 5 «Наши капитаны»

Ведущий 1:

 До сих пор от капитанов ни словечка

Мы не услышали. Сердечко

У них трепещет. Вы готовы?

Дадим же капитанам слово.

Капитаны отгадывают вопросы по русскому языку. Кто больше даст правильных ответов за 30 секунд. За верный ответ – 1 балл.

(вопросы для капитанов прилагаются)

Вопросы для капитанов

1 команда.

  1. На какие две группы делятся части речи? (Самост. и служебн.)
  2. Какой город летает? (г. Орел)
  3. К какой группе языков относится русский язык? (славянской)
  4. Что изучает лексика? (Словарный состав языка. Значение слова)
  5. Сколько звуков в слове Я? (2 звука)
  6. Что изучает морфемика? (состав слова)
  7. Один инженер, а много — …? (инженеры)
  8. Форзац или форзац? орзац)
  9. Значимая часть слова? (корень)
  10. Квартал или квартал? (квартал)
  11. Как называется суффикс –СЯ? ( возвратный)
  12. Что находится между горой и долиной? (и)
  13. Какое дерево только что проснулось? (сосна)
  14. Ю – это звук или буква? (буква)
  15. Что такое торос? (ледяная глыба)

2 команда

  1. Сколько чисел у существительного в русском языке? (2)
  2. Сколько букв в русском алфавите? (33)
  3. Первая школьная книга для чтения? (букварь)
  4. Какой город есть в компоте? (г. Изюм)
  5. Что изучает морфология? ( Части речи)
  6. Щавель или щавель? (щавель)
  7. Что изучает синтаксис? (построение предложений, синтакис. единицы)
  8. Средства или средства? (Средства)
  9. Что входит в основу слова? (Приставка, корень, суффикс)
  10. Что изучает пунктуация? (знаки препинания)
  11. Главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)
  12. Чем оканчивается день и начинается ночь? (мягкий знак)
  13. Один директор, а много — … ? (директора)
  14. Изменяемая часть слова? (окончание)
  15. Что такое просека? (полоса в лесу, очищенная от деревьев)

Ведущий 2:

— Ай, капитаны! Браво, браво!

В хитросплетенье слов они

Себе завоевали славу,

Командам – лишние очки!

Конкурс № 6 «Покажи предложение»

Ведущий 1:
Внимание! Внимание!
Ждёт вас новое испытание.
Ох, и трудное предстоит вам задание!
Пасивных сейчас быть не должно —
Помните: «Один за всех, и все за одного!»

Задание: команды должны изобразить предложение.

  • Учите русский язык! (для 1 команды)
  • Язык до Киева доведет. (для 2 команды)
  • Конкурс № 7 «Постижение народной мудрости»

— Догадайтесь, толкование каких слов приводится в «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля.

  1. Палка, прут, спица; заостренная с конца или с концов, железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка. (Игла)
  2. Вязкое, липкое вещество для сплочения в одно частей чего-либо. (Клей)
  3. Роговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих (Волосы)
  4. Обвершка строения или крыша (Кровля)
  5. Зеница, зерно, глядельце, зеркальце, человечек в глазу, круглая прорешка среди радужной перепонки. (Зрачок)
  6. Нарушение равновесия в жизненных отправлениях. (Болезнь)
  7. Общее название всякого твердого ископаемого, кроме твердых металлов, или крупица, королька (Камень)
  8. Куча, толпа насекомых (Рой)
  9. Всякое многоствольное низменное растение, многолетнее растение с деревянистым стволом, малорослое дерево. (Куст)
  10. Отверстие, проем в стене или ограде для прохода и проезда; широкие двери для езды. (Ворота)

Конкурс № 8 «Найди ошибку»

Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки. У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.

(Я шёл по_лесной дорожке в деревню. Местность была мне знакома. В чаще леса слышался голосок малиновки. У опушки мелькали голубые_колокольчики, белые ромашки на высокой ножке. От опушки к деревне тянулась поляна. За поляной синела речка. Около речки паслось стадо.)

Конкурс № 9 «Кто больше?»

— На каждую букву предложенного слова напишите как можно больше существительных (время на работу с одним словом – 5 минут).

Например:

П парник, перемена, пирог, пистолет, пятак, портфель.

О озеро, облако, очки, оса, омлет, обруч.

Ж жар, жара, жаба, жюри, жребий, жила…

А арбуз, азбука, аист, алиби, ангина, анкета.

Р рост, рука, рама, рота, ртуть, ребус, радио, ракета, ремень.

  1. V. Подведение итогов.

Ведущий 1:
Закончен наш конкурс
Пришла пора итоги подвести:
Все баллы подсчитать.
И лидеров назвать.

Вердикт жюри

Ведущий 2:
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Говорим мы: до свиданья,
До счастливых новых встреч!

Загадки — шутки для зрителей.

Когда команды работают над выполнением заданий, зрителям можно предложить отгадать загадки.

  1. Что можно видеть с закрытыми глазами? \сон\
  2. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой. \тень\
  3. Чем больше берешь, тем больше она становится. \яма\
  4. Кто говорит на всех языках? \эхо\
  5. Сидит кошка на кошке, голова и хвост, как у кошки, но все же не кошка. Что это за зверь? \кот\
  6. Какая птица больше всех похожа на утку? \селезень\
  7. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? \огню\
  8. Чем кончается день и ночь? \ь\
  9. В каком слове сорок гласных? \сорока\
  10. Назовите женское имя, которое не оканчивалось бы ни на я, ни на а. \Любовь\
  11. Из названия каких двух букв можно приготовить еду? \каша\
  12. Какие ноты растут в огороде? \фа-соль\
  13. Как мышеловку написать пятью буквами? \кошка\
  14. Какая рыба носит имя человека? \карп\
  15. Какое слово состоит из 3 одинаковых букв? \три-о\
  16. В каком глаголе сто отрицаний? \сто-нет\
  17. В каком слове сто Й? \сто-й\.
  18. В каком слове семь гласных? \семь-я\
  19. Какие местоимения мешают автотранспорту? \я-мы\
  20. Какое начало жизни и какой её конец? \начало-буква Ж, а конец-Ь\
  21. Что находится между берегом и рекой? \буква И\
  22. Где свету конец? \в тёмной комнате\
  23. Чем кончается лето и начинается осень? \буквой О\
  24. В каком слове пять О? \опять\
  25. В каких словах 100 согласных? \стол, стон, стоп, стог…\  
  26.  
  27.                                         

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика