Урок-игра « Сказки А.С. Пушкина»

Spread the love

Селинова Анжела Анатольевна, учитель русского языка и литературы,

МОУ «Свободненская школа» администрации Тельмановского района

Донецкой Народной Республики

 Урок-игра « Сказки А.С. Пушкина»

Урок по литературе в 5 классе

Тема: «Сказки А.С. Пушкина»

Цели урока: проверить уровень усвоения учащимися понятий по теории литературы;

 образовательные: обобщить и углубить изученное по творчеству А.С.Пушкина; проверить знание текстов; оценить знания учащихся;

воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус;

развивающие: продолжать развивать поисковую познавательную деятельность; монологическую речь уч-ся, выразительное чтение; умения сравнивать, обобщать, анализировать.

    Тип урока: урок-игра.

Оформление:

  • Портрет Пушкина.
  • Выставка книг.
  • Иллюстрации учащихся к сказкам.
  • Презентация                                
  •  
  •  

 

 Ход урока:

   Учитель: — А.С.Пушкин сопровождает нас всю жизнь. С самого раннего детства, когда мы не умели еще читать, самые родные и близкие люди читали нам вслух про царя Салтана и царевича Гвидона. Мы с детства помним строчки: “У Лукоморья дуб зеленый…”

   Пушкин любил свое отечество – Россию и ее народ. Поэт любил деревенские песни и сказки, всегда прислушивался к живому народному говору, записывал и запоминал меткие слова и выражения. Во времена Пушкина в дворянском обществе было принято говорить на французском языке, и , бывало некоторые дворяне своей родной язык знали намного хуже французского. Чистый, живой русский язык можно было услышать только среди простолюдинов. А Пушкин знал свой язык в совершенстве. И не только знал – в своих гениальных произведениях он воплотил всю красоту родной речи.

   Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по страницам сказок А.С.Пушкина. Сколько же сказок он написал? Давайте всех их назовем.

          1.«Жених»(1825г.),

      2. «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830г.)

  1. «Сказка о медведихе»(1830-1831гг.),
  2.  «Сказка о царе Салтане» (1831г.)
  3. «Сказка о рыбаке и рыбке»(1833г.),
  4.  «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»(1833г.), 
  5. «Сказка о золотом петушке»(1834г.)
  6. Сказочное вступление к поэме « Руслан и Людмила» (1817-1820гг.)

    А путешествовать по сказкам Пушкина мы будем с помощью волшебного квадрата, который будет нам помогать набирать баллы. Итак, сейчас команды по очереди будут открывать клетки с цифрами, за которыми скрываются от 1 до 5 баллов в зависимости от сложности задания. Если команда правильно отвечает на вопрос, получает открытый балл. Если ответ неверный, команда-соперница может, правильно ответив, «перехватить» балл.

     В нашем квадрате есть такие клетки:

— сюрприз (+)-  даже если команда неверно ответила, получает 5 баллов (2клетки);

— счастливый случай (*)- в случае правильного ответа баллы умножаются на 2 (2клетки);

-переход хода (/)- даются задания  сразу для двух команд.  Баллы получает команда, которая быстрее и правильнее справилась с заданием (2 клетки)

-по 4 клетки стоимостью 1 балл,2 балла, 3 и 4 б.

-3 клетки стоимостью 5 баллов.

   Учащиеся объединяются в 2 команды («Золотая рыбка» и «Кот ученый»)

Чтобы узнать, какая команда имеет право на первый ответ, капитаны должны ответить на вопрос:

   Какая из сказок Пушкина самая «молодая»? (« Сказка о золотом петушке»)

   Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна)

 После данной жеребьевки команды начинают игру.

 

1

 

      2

2

 

        4

3

 

         /

4

 

         2

5

 

         5

6

 

        1

7

 

        *

8

 

         4

9

 

        +

10

 

         3

11

 

        3

12

 

        4

13

 

        5

14

 

         1

15

 

         /

16

 

        1

17

 

        +

18

 

        2

19

 

         3

20

 

         4

21

 

        3

22

 

        5

23

 

        1

24

 

         2

25

 

         *

 

1.(2б.) Узнайте сказку по подсказкам: базар, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка. ( «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

  1. (4б.) Блиц-опрос. Без обсуждения, ответ сразу, один участник от команды)

Из одной ли это сказки:

           А) царь Дадон и шамаханская царица(+);

           Б) царевна Лебедь и королевич Елисей(-);

           В) попадья и золотая рыбка(-);

           Г) царь Салтан и 33 богатыря?(+).

3.(/)Для обеих команд. Разыгрывается 4 балла.

Сколько времени старуха из сказки о рыбаке и рыбке была царицей? (2 недели. «Вот неделя, другая проходит…»)   

Кто является автором опер «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке»?(Композитор Римский-Корсаков)

 Сколько теремов получил в приданое королевич Елисей? ( 140)

 Кто в сказке помог Елисею найти невесту? (Ветер)

4.(2б.) Узнайте героя по описанию, назовите сказку:

            « Месяц под косой блестит,

             А во лбу звезда горит.

             А сама-то величава,

             Выступает, будто пава…» (царевна Лебедь.  «Сказка о царе Салтане»)

5.(5б.) Вопросы к «Сказке о попе и работнике его Балде»:

  1. Где поп повстречал своего будущего работника Балду?( На базаре)
  2. Какую кашу любил Балда? (Полбу)
  3. За какую плату работал Балда у попа?( За три щелчка по лбу)
  4. За скольких человек ел Балда? (За четверых)
  5. За скольких человек работал Балда?( За семерых)
  6. За кем или за чем «гонялся» поп в сказке? (За дешевизной)
  7. С кем Балда соревновался на море?(С чертёнком)
  8. Какое первое задание предложили черти Балде?( Оббежать вокруг моря)
  9. Кого Балда взял к себе в братья, чтобы обмануть чёрта?( Зайчишку)
  10. Какое животное Балда мог пронести между ног?(Лошадь)
  11. Какой пушкинский сказочный герой верёвкой море морщил(Балда.)
  12. У какого персонажа пушкинской сказки был «толоконный лоб»?( У попа.)
  13. (1б.) Какую русскую народную пословицу использовал А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»: а)Без труда не вытащишь и рыбки из пруда; б)Рыбак рыбака видит издалека; в)Любишь брать- люби и отдать; г)Не садись не в свои сани. (г)
  14. (*)Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?(«Сказка- ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…»)

8.(4б.) Вопросы к «Сказке о золотом петушке»

  1. Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага?  (Золотого петушка)
  2. Кто подарил Дадону птицу, предупреждающую об опасности?(Мудрец)
  3. Назовите профессию мудреца? (Звездочет)
  4. Куда было велено царю Дадону посадить золотого петушка?( На спицу шпиля)
  5. Сколько было сыновей у царя Дадона в «Сказке о золотом петушке»? ( Два)
  6. Сколько дней пировали шамаханская царица и царь Дадон? (7 дней)
  7. Сколько просьб было у мудреца-звездочета к царю Дадону в сказке?( Одна)
  8. Что произошло с царём Дадоном в конце сказки?( Царь умер)
  9. (+) +5б. при любом ответе.

В именах каких сказочных героев течет река Дон? (Гвидон, Дадон)

  1. (3б.) Назовите все, что связано с числом 3 в сказках Пушкина.( Поп отправляет Балду собрать «недоимки за 3 года», 3 раза Балда в море «веревку крутил»,3 щелчка в «Сказке о попе…», 3девицы под окном из «Сказки о царе Салтане», Елисей трижды просил о помощи у солнца, ветра, месяца; 3 раза старик закидывал невод в «Сказке о рыбаке и рыбке» и т.д.)
  2. (3б.) О ком Пушкин говорит:

«До  светла всё у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.» (О Балде)

«В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги сгрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки…»? ( О старухе-столбовой дворянке).

«Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива…» ?  (Портрет царицы-мачехи.)

  1. (4б.) Сколько раз старик ходил к морю? (5). Сколько просьб старика выполнила золотая рыбка? Какие? (4: корыто, изба, дворянка, царица). Какую просьбу не выполнила?
  • (5б.) Чему учит каждая из 5 сказок Пушкина? (Прежде всего, добру и пониманию, что любое зло будет наказано. В каждой сказке обличаются человеческие пороки, наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня.
  • «Сказка о попе и работнике его Балде» учит быть находчивым и трудолюбивым, не жадным , ценить чужой труд.
  • В «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкин великолепно преподал уроктого, как легко потерять все, поддавшись глупости и жадности. Не стоит также быть бесхарактерным.
  • «Сказка о царе Салтане». Не стоит верить никому на слово, ведь злые помыслы недругов могут испортить жизнь и привнести в нее много неприятных и неправильных решений. Сказка также учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать обидчиков и любить близких, не завидовать другим)
  • Мораль «Сказки о Золотом петушке» такова: не давай обещаний, если не знаешь, сможешь ли их выполнить, а если уж дал слово – то держи его.
  • Чистота души, терпимость,милосердие, верность, доброта и трудолюбие- вот истинная красота, которая всегда будет цениться. Это главная мысль «Сказки о мертвой царевне»)
  1. (1б.) Как превратить сибирскую реку Енисей (одну из самых длинных и полноводных рек мира и России) в королевича-жениха из «Сказки о мертвой царевне»? (н=л,Елисей)

15.(/) Конкурс капитанов. Кто даст больше правильных ответов-  команде присуждается 3балла.

             1.Исполнительница желаний в сказке Пушкина. (Золотая рыбка)

             2,Любимый предмет мачехи.(Зеркальце)

             3.Лесной зверек, живущий в хрустальном дворце.(Белка)

             4.Как старуха называла старика-рыбака?(Простофиля)

             5.Как звали сватью? (Бабариха)

             6.Где находится царство Гвидона? (На острове Буяне)

             7.Назовите сказки, в которых Пушкин использовал число 33 и с чем\кем это связано? (33 богатыря из «Сказки о царе Салтане», «30 лет и 3 года жили старик со старухой у самого синего моря»)

16 (1б.) Птица, которую посадили на спицу для охраны границы.(Золотой петушок)

  1. (+) +5б. при любом ответе.

О ком сказано:

                     «Смолоду был грозен он

                     И соседям то и дело

                     Наносил обиды смело…» (Царь Дадон, «Сказка о золотом петушке»)

  1. (2б.) Кем были тетки Гвидона? (Ткачиха и повариха)
  2. (3б.) Вспомните эпитеты пушкинских сказок:

         Нрав (кроткий), дорожки (неведомые), цепь (златая), брег (песчаный и пустой), воды (ясные), царь (грозный).

  1. (4б.) Назовите трех насекомых, трех животных и трех птиц, которые упоминаются в сказках Пушкина. (Комар, шмель, муха; пес Соколко, белка, заяц, кот; коршун, лебедь, петух)
  2. (3б.) Откуда эти строки:

        1.«Ветер, ветер! Ты могуч,

         Ты гоняешь стаи туч,

         Ты волнуешь сине море,

         Всюду веешь на просторе.

         Не боишься никого,

         Кроме Бога одного…»

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

  1. «Ветерпо морю гуляет

           И кораблик подгоняет;

           Он бежит себе в волнах

           На поднятых парусах.»

(« Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем…»)

  1. «Вот идёт он к синему морю,
               Видит, на море чёрная буря:
               Так и вздулись сердитые волны,
               Так и ходят, так воем и воют.»

(«Сказка о рыбаке и рыбке») Какие слова объединяют все 3 отрывка?(Ветер, море)

  1. (5б.) Расшифруйте слова и назовите, из какой они сказки:
    АЗРОКЕЛ
    ЫБАРК
    ТЕОШПКУ
    ЕЛАБК
    АРХИБААБ
    ЬЕЛДЕБ
    Ответы:
    Зеркало ( «Сказка о мертвой царевне»)
    Рыбак ( «Сказка о рыбаке и рыбке»)
    Петушок ( «Сказка о золотом петушке»)
    Белка ( «Сказка о царе Салтане»)
    Бабариха («Сказка о царе Салтане»)
    Лебедь («Сказка о царе Салтане»)
  2. (1б.) Что высмеивает Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»?( Жадность, грубость,покорность)
  3. (2б.) За что наказано зло в сказках Пушкина? (Старуха, поп- за жадность; поп, Дадон- за то, что не смогли сдержать обещание; царица-мачеха- за зависть)
  4. (*)- в случае правильного ответа баллы умножаются на 2.

Какую русскую народную песню пела белка в « Сказке о царе Салтане» («Во саду ли в огороде»)

 

   — Вот и подошло к концу наше занятие. Наверное, мы не только вспомнили сказки Пушкина, но и открыли для себя что-то новое. “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма”. Мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн. Уже полтора столетия критики трудятся над разгадкой этих тайн. Чем же так привлекают нас сказки этого писателя? Прежде всего, необычностью сюжетов, яркостью красок, простотой слога, напевностью стиха и большим нравоучительным смыслом. Когда мы перечитываем сказки А.С.Пушкина, мы становимся немного счастливее.

Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.

Читайте Пушкина, друзья! –
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы эти сказки!

Подведение итогов . Определение победителей. Оценивание и взаимооценивание.

Д/з. Письменно ответить на вопрос: «Чему нас учат сказки А.С. Пушкина?»

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика