«Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы»

Spread the love

 

Кривонос Елена Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Кузнецово – Михайловская  школа»  

 

«Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы»

(Мастер – класс для МО учителей русского языка и литературы Тельмановского района)

Интерактивные методы обучения

Цель:Развитие творческого потенциала обучающихся путем использования на уроках русского языка и литературы интерактивных методов обучения.

Задачи:

  • поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;
  • формирование общеучебных умений и навыков с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся;
  • включение каждого ученика в активную творческую деятельность;
  • усиление практической направленности обучения русскому языку и литературе на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;
  • создание на уроках атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.

Вступительная беседа

Местo учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Он выступает равноправным субъектом обучающего процесса. Он же разрабатывает план урока (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал).

Вчерашнее кредо педагога:

«Я над вами» — уходит и сменяется на: «Я рядом с вами».

Сущность этого подхода можно выразить словами Конфуция:

Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму.

И прежде чем приступить к знакомству или повторению интерактивных методов, мы ознакомимся с регламентом нашего мастер-класса и бортовыми журналами.И так…

Продолжительность ±60 минут.

  • 4‘ – пересменка классов.
  • На проработку темы по каждому классу отводится 10 — 12 минут, где 10 – работа учащихся, 2 – приветствие и комментарии учителя..

Ход мастер – класса

Что мне известно по этой теме? Что нового я узнал?
   

 

Мы начинаем с 7 класса, они изучают причастие.

  • «Бродячий» диктант.

 

  • Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, что передан нам нашими предшественниками. (Тургенев И.С.)
  • Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. (М. Горький)
  • Русский язык – язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен тонкостью оттенков. (П. Мериме)
  • Мозговой штурм: найти в диктанте причастия:

 

страдательное краткое;           действительное наст. вр. ;       причастный оборот;

3)Объяснить причастия через ПОПС – формулу:

П – позиция (Я считаю, что…)

О – объяснение (Потому, что…)

П – пример (Я могу это доказать на примере…)

С – следствие (Исходя из этого я делаю вывод, что…)

 

8 класс – словосочетание+простое предложение

1)Повторение теории с помощью кубика Блума.

            согласование                    управление                       примыкание

2)Повторение типов связей в словосочетании через «Поиск соответствий»

Согласование                   Управление                      Примыкание

думать о будущем         решающий ученик          от дурных мыслей

праздник весны               виться над головой        заглянувший в парк

очень приятно                  крикнуть громко             обижаться по-прежнему

веселый праздник          письмо другу                    бежать быстро

светлая голова                 мамина сумка                  свернуть влево

3)Работа с простым предложением с помощью метода «Я — конструктор»

Повествовательные       вопросительные              побудительные

Двусоставные                   Двусоставные                   Двусоставные

Односоставные               Односоставные               Односоставные

Прямой порядок             Прямой порядок             Прямой порядок

Обратный порядок        Обратный порядок        Обратный порядок

 

 

9 класс – сложные предложения

«Кинолента видений» – сочинение, в котором текст «разворачивается» по ключевым словам.  

1)Составить текст с помощью метода «Кинолента видений» по уже изученным произведениям: «Бедная Лиза» Карамзина и «Светлана» Жуковского

  • Лиза, мать, ландыши, Эраст, обещания, встреча, объяснения, река.
  • Светлана, вечерок, сон, мертвец, голубок, пробудилась, жених.

3)Нарисовать схему, определить вид и связь сложного предложения.10 класс – Чернышевский «Что делать»

2)Работа с составленным текстом – найти сложные предложения.

Метод 6 шляп Эдварда де Боно помогаетструктурировать умственную деятельность

Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.

Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа — это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.

Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа — это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.

Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

11 класс — Куприн «Гранатовый браслет»

  • Упрощенный «судебный процесс»

 

  1. 2)        Составление вывода при помощи метода Фишбоун Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы.

(В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально).

Подведение итогов мастер – класса, зачитывание бортовых журналов.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика