Приемы смыслового чтения

Spread the love

Приёмы развития навыков смыслового чтения и работы с текстом как средство формирования универсальных учебных действий

Ежегодно школьники, обучающиеся по новым стандартам, выполняют комплексную метапредметную работу. Анализ выполнения учащимися комплексной работы, направленной на оценку достижений планируемых метапредметных результатов, показывает недостаточный уровень сформированности умений читать и понимать текст, использовать полученную информацию для проведения рассуждений. Кроме того, при выполнении заданий в формате ОГЭ и ЕГЭ, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные обучающиеся допускали ошибки при формулировании вопросов или суждений.

В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в соответствии с поставленной задачей.

По определению Н. Сметанниковой, «путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста является стратегией». Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая его понимание, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения.

При работе с учебником или дополнительной литературой уделяю внимание формированию у учащихся следующих читательских умений:

  • целенаправленно читать текст, статьи учебника;
  • составлять план к прочитанному тексту;
  • уметь выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;
  • последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;
  • отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника;
  • извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;
  • обмениваться сведениями, полученными из других источников информации;
  • находить в тексте описание к иллюстрациям;
  • сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним;
  • соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;
  • самостоятельно выполнять задания в тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;
  • готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета).

Для этого использую приёмы развития смыслового чтения:

  • Приём «Незнакомцы» (при изучении текста учебника прошу выделить в тексте слова и выражения, ранее не встречавшиеся или непонятные). Затем мы выписываем в рабочую тетрадь и даем пояснения.
  • Приём «Утраченное словечко» (прошу помочь восстановить текст с помощью учебника). Ученики должны в тексте найти смысловые фрагменты или слова и вписать их в пробелы.  В дальнейшем такие задания раздаю на карточках, и дети с удовольствием выполняют их с использованием различных текстов.
  • Приём «Дневник двойных записей» применяю как на уроке, так и при работе дома.
  • «Ментальная карта» — удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Её применяю для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений.
  • Чтение с остановками, чтение с вопросами систематически использую на своих уроках.

На уроках создаю проблемные ситуации, которые подталкивают учащихся к изучению объекта через открытие, создаю копилку заданий, позволяющих при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и особенностей ребенок, уровень его знаний, использую систему заданий повышенной сложности. Включаю с работу с детьми задания на развитие логического мышления: нахождение общего, частного, промежуточного понятий; установление причинно-следственных связей, задание на развитие творческого мышления- выполнение творческих работ учащихся, задания на составление проектов – создание учащимися проектов в результате самостоятельной деятельности.

Стратегии предтекстовой деятельности.

Цель — постановка задач чтения, актуализация предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также создание мотивации к чтению.

Приёмы:

  • «Мозговой штурм»;
  • «Глоссарий»;
  • «Ориентиры предвосхищения»;
  • «Батарея вопросов»;
  • «Незнакомцы»;
  • «Утраченное словечко» и др.

Стратегии текстовой деятельности

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.

«Дневник двойных записей» данную стратегию можно применять как на уроке, так и при работе дома.

Ментальная карта — удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще.

Чтение с остановками (технология развития критического мышления через чтение и письмо)

Чтение с вопросами. Цель: научить вдумчиво читать текст, задавать вопросы. Вопросы могут быть как «тонкие» (с опорой на текст), так и «толстые», требующие неоднозначных ответов.

Ромашка Блюма – это стратегия на развитие умения задавать вопросы по прочитанному тексту.

На уроках при развитии смыслового чтения мне необходимо было найти такие приёмы, которые обеспечили переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся. Я стала использовать в своей работе обучающие структуры сингапурской компании «Educare International Consultancy». Структура «Мэнэдж мэт» (инструмент для управления классом) позволяет мне удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах. «Клок баддис» («друзья по часам (времени)» позволяет учащимся организовать встречу со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия. Структура «Куиз-куиз-трэйд» («опроси-опроси-обменяйся карточками») позволяет учащимся проверить и обучить друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.

Смысловое чтение является метапредметным навыком, поэтому составляющие его части будут в структуре всех УУД:

  • личностные УУД — мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • регулятивные УУД — принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
  • познавательные УУД – владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; умение доказывать; выдвижение гипотез и их обоснование.

Для формирования читательской компетенции на уроках биологии часто использую задания развивающего характера, в том числе викторины; кроссворды, ребусы. Дети с удовольствием готовят небольшие сообщения по теме урока. Использую как индивидуальные задания для высокомотивированных учащихся чтение дополнительных текстов. (Например, в то время как класс работает по тексту учебника, высокомотивированные ребята получают задания: «Прочти дополнительный текст и ответь на вопросы или расскажи классу»).

Систематически использую на уроках приемы технологии критического мышления через чтение, так как они является эффективным средством формирования читательской компетенции и обеспечения на этой основе повышения качества знаний. (Например, «Найди ошибку», «Пометки на полях: «+» — это мне знакомо, знаю; «-» — не знаю, не слышал; «?» — интересно, хочу узнать», составление таблицы «Знаю, Желаю узнать, Узнал» и др.).

Работа с текстом с позиций формирования критического мышления позволяет критически оценить собственные знания по теме и сопоставить их с научными.

(Например, приём «Перепутанные логические цепи». Я выбираю несколько событий (либо из хронологической цепи, либо из причинно-следственной цепи) и распределяю их в произвольном порядке (можно записать их на доске, но лучше напечатать на отдельном листе и разместить на доске). Паре или группе предлагается восстановить правильный порядок. Ученики по очереди расставляют события (по одному) на верные места в цепи, приходя к единому мнению. После чего я прошу ребят при изучении материала обратить внимание на правильный порядок событий и проверить истинность или ошибочность собственных предположений. Большое внимание уделяю на занятиях составлению схем по тексту, т.к. это является переводом информации из одной знаковой системы в другую. Эта работа может выполняться индивидуально, в парах, в группах. Также отвожу большое количество времени на заполнение таблиц, как пример работы над формированием понятий (перевод информации из одной знаковой системы в другую).

Используя в своей работе данные приёмы, появились положительные изменения: у школьников улучшилась общая ориентация в тексте, наблюдается глубокое понимание текста, происходит применение полученной информации в практической деятельности.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика