Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Spread the love

Тельмановская гимназия Конспект урока по русскому языку
во 2 классе на тему: «Корень слова. Однокоренные слова»

Васильева Галина Федоровна учитель начальных классов Тельмановской гимназии

пгт.Тельманово 2016 – 2017 уч.год Тема:«Корень слова. Однокоренные
слова»Цель: Дать учащимся представление о корне слова и об однокоренных (родственных)
словах, учить определять корень слова и родственные слова; формировать умение подбирать
родственные слова; развивать орфографическую зоркость учащихся, образное мышление;
воспитывать интерес к языковым явле-ниям; бережное отношение к природе и своему
здоровью,прививать любовь к своей Родине.Оборудование:
проектор, экран,
ноутбук, видео, интерактивная доска, мультимедийная презентация; индивидуальные
таблицы с раздаточным материалом, сигнальные карточки, «Орфографический словарик»
П.А.Грушников. Слайд№1ХОД УРОКА

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
  2. Чистописание (индивидуальное), (проверка в парах)
  3. Работа со словарными словами (интерактивная доска)

Cлайд№2 — Прочитайте слова. С.бака, за..ц, к..рова,
п..тух, п..нал, т..традь, к..ньки, с..п..ги, р..бята.
— К какой орфограмме
относятся данные слова? — Можно ли проверить безударные гласные? Почему? — В первый
столбик выпишите слова, написание которых вы помните, а во второй — слова, написание
которых вызывает у вас сомнение. Помню Не помню

  1. Работа с орфографическим словарем «Орфографический словарик» П.А.Грушников.

— Написание слов второго столбика проверьте по словарю.

  1. Самостоятельная работа в парах с индивидуальными таблицами.

Составить схему слова – коньки. Посчитать звуки и буквы, дать характеристику (взаимопроверка
в парах). Подвести итог работы. — Почему в слове коньки мы написали безударный гласный
о?

  1. Работа на интерактивной доске и в тетрадях.

Игра-эстафета. «Будь внимателен!». Слайд№3 — Прочитайте слова.
— Какой ряд быстрее подберет и запишет к данным словам проверочные, тот и выиграет.

  1. Итог эстафеты.

— Что общего у слов, написание которых нужно проверить, и провероч-ных словах? (общая
часть слова, близки по значению)

  1. II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

Слайд№4 Сегодня на уроке мы познакомимся с корнем слова и однокоренными
(родственными) словами, научимся определить корень в родственных словах и подбирать
родственные слова.

  • ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.Видео №1, №2

  1. Работа над однокоренными словами. Работа в группах (3группы)


Слайд№5
— Прочитайте начало сказки. Встретились как-то
на лесной полянке большой гриб — боровик и маленький грибок — подосиновик и завели
свои грибные разговоры. Вдруг послышались голоса грибников …
Закончите
сказку (2-3 предложения устно). Выпишите из текста сказки слова с одинаковым корнем.
Проверьте, правильно ли выполнил данное задание (интерактивная доска)
Слайд№6Гриб,
грибок, грибные, грибники.
Выделите общую часть родственных слов, как она
называется? С помощью какого слова можно истолковать значения всех остальных родственных
слов? Объясните значение родственных слов по образцу. Образец.
Грибок — маленький гриб. — Сходны ли родственные слова по значению? Следовательно,
все рассмотренные нами родственные слова произошли от слова гриб. У всех этих родственных
слов есть общая часть — гриб. Поэтому родственные слова также называют однокоренными.

  1. Беседа «Бережное отношение к природе – залог крепкого здоровья»
  2. Работа в парах.

— Как-то на уроке русского языка второклассники познакомились с новой темой «Родственные
слова» и решили самостоятельно записать несколько таких слов. Вот что у них получилось.
Слайд№7О
тец, сын, мать, дочь, бабушка, внук, дедушка, внучка, сестра, брат.
— Правильно ли выполнили задание ребята? Докажите. — Являются ли перечисленные лица
родственниками? — А можно ли считать данные слова родственными? Почему? — Какие
слова называются родственными?

  1. Творческая работа

Слайд№8 Лесистый,лесок,лесишко,подлесок,залесье,лесовик,лесовичок,лесовод,
лесоруб, лесоповал, лесовоз, лесопилка.

  • Данные слова являются родственными? Докажите.


Слайд№9 Слайд№105.Физминутка Слайд№11

  1. — Подумайте, каких «родственников» могли бы пригласить на свой день рождения
    данные слова. Работа в группах у доски.

война мир Слайд№12 — Вспомнить антонимы.7.Проверка
— Что общего у слов каждого столбика? — Как называется общая часть родственных слов?
— Как еще называются родственные слова? (Однокоренные.) — Какую еще особенность
родственных слов вы знаете? (Они сходны по значению.) — С помощью какого слова каждого
столбика можно истолковать значения всех остальных родственных слов? Докажите.

  1. Игра «Третий лишний». Работа в группах у доски.

Слайд№13 Найдите в каждом ряду «лишнее» слово.
Объясните свой выбор. Добрый, чуткий, доброта. Учитель, школьник,
ученик, учение. Шиповник, шипеть, шипы. Водный, вода, водитель.
9.Работа с учебником. Самостоятельное чтение упражнения 173 (с.70).
Беседа по тексту. — Что общего в этих словах? — Как называются эти слова? — Как
пишется корень в родственных словах?

  1. IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА Самостоятельная
    работа.

Слайд№14 — Прочитай слова. рыба кукурузный редкий рыбачий рисовать
реденький кукуруза рисовальщик — Запиши слова в два столбика и стрелочками соедини
родственные слова. Докажите, что они родственные

  1. Коллективная проверка. . Игра «Лови хлопком правильный ответ»
  2. Самостоятельная работа.

Выполнение упражнения 174 (с. 70). Подобрать родственные слова к слову РОДИНА
и выделите в них корень. 4.Коллективная проверка. -Докажите, что
подобранные слова родственные. — Что такое корень? — Какие слова называем родственными?
— Как по-другому можно назвать родственные слова? Почему? — Что значит для вас Родина?

  1. Выпишите только родственные слова

Горка, горевать, горчица, гористый, гора, пригорок, горный — Почему
эти слова являются родственными? Докажите. Слайд№156.Самопроверка (ответ
на доске)

  1. V. ИТОГ УРОКА

Беседа. — Что нового вы узнали сегодня на уроке ? Слайд№16 — Что
такое родственные слова? — Как называется общая часть родственных слов? — Как еще
называются родственные слова? — Для чего нужно уметь определять и подбирать родственные
слова?

  1. VI. Домашнее задание

Слайд№18
Слайд№19


Добавить комментарий

Яндекс.Метрика