Коррекционно-оздоровительный центр Крепыш

Spread the love

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТЕЛЬМАНОВСКОГО РАЙОНА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЕЛЬМАНОВСКИЙ ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА «КАТЮША» АДМИНИСТРАЦИИ ТЕЛЬМАНОВСКОГО РАЙОНА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Коррекционно-оздоровительный центр «Крепыш»

ПГТ ТЕЛЬМАНОВО -2016 ГОД

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТЕЛЬМАНОВСКОГО РАЙОНА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЕЛЬМАНОВСКИЙ ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА «КАТЮША» АДМИНИСТРАЦИИ ТЕЛЬМАНОВСКОГО РАЙОНА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Коррекционно-оздоровительный центр «Крепыш»

методическое пособие ПГТ ТЕЛЬМАНОВО -2016 ГОД

Составитель: воспитатель ДОУ «Катюша» Топалова Д,А.   пгт. Тельманово

Рецензенты:

Пилипчук О.Ф.   заведующая методическим кабинетом отдела образования пгт. Тельманово

Лысенко Л.А.   методист по дошкольному образованию отдела образования  пгт Тельманово

Тимошенко М.А.  старший воспитатель ДОУ  «Катюша» пгт Тельманово.

Данный материал из опыта работы воспитателя логопедической группы содержит в себе теоретический и практический материал по коррекции осанки у детей-дошкольников. Автором отображается личное видение проблемы и пути ее решения.

Методическое пособие несет в себе практический материал, который пригодится для воспитателей ДОУ и родителей.

Содержание

 Введение…………………………………………….5

Раздел I. Основные направления в работе с детьми по формированию правильной осанки

1.1. Здоровый ребенок —  счастливый ребенок…..8

Раздел II. Организация коррекционно-развивающего центра

2.1. Советы по организации коррекционно-развивающего центра……………………………..11

2.2. Практический материал ……………………..13

   — занятия

   — мини-занятия

Раздел III.Заключительная часть…………………31

Список использованной литературы…………32

Фотоматериалы………………………………..33

Введение

В настоящее время одной из проблем в нашем ДОУ являются дефекты осанки детей. Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В.Даля под осанкой понимают «стройность, величавость, приличие и красоту». Анализируя сущность данного понятия, необходимо подчеркнуть, что осанка характеризует не только привычную позу человека в покое и движении, но и его здоровье, и степень гармоничности развития. Значение осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка хорошо развитые мышцы являются не только основой стройной и красивой осанки, но и залогом физического здоровья и психологического благополучия. Кроме этого, деформации скелета, даже незначительные, неблагоприятно сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.

В дошкольном учебном учреждении, где я работаю, все мы, педагоги, уделяем большое внимание вопросам охраны и укрепления здоровья детей, их полноценного физического развития. Создаем благоприятные условия для повышения двигательной активности каждого воспитанника в течение всего дня пребывания в детском саду. В детском саду, в семье дети большую часть времени проводят в статичном положении. Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

Для решения данной проблемы была определена цель: взаимодействие педагогов, детей и родителей в профилактике нарушений осанки и искривлений позвоночника. Реализацию цели осуществлялась через постановку следующих задач:

  1. Формировать у детей представления о гигиене и физиологии человека, валеологии, технике выполнения различных упражнений.
  2. Способствовать формированию у детей навыков и привычки к сохранению правильной осанки, обогащению двигательного опыта.
  3. Содействовать изменению позиции детей, педагогов и родителей к укреплению и формированию осанки через активное участие в образовательном процессе.

Раздел I. Основные направления в работе с детьми по формированию правильной осанки

1.1.Здоровый ребенок – счастливый ребенок

Профилактика и исправление осанки – кропотливая комплексная работа, которая должна включать в себя целый комплекс мероприятий:

  1. Постоянная двигательная активность (ходьба пешком, прогулки, походы).
  2. Контроль над правильной осанкой в течение дня и на занятиях

Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть и стоять.

  1. Включение специальных физических упражнений в комплексы утренней гимнастики, физкультурные занятия, досуги и праздники
  2. Курс коррегирующей гимнастики

В рамках программы  «От рождения до школы» в группе были созданы следующие условия:

  1.Оформлен  двигательный уголок,  тренажерный уголок  для формирования красивой и правильной  осанки с подбором спортивного инвентаря, нестандартного физоборудования; сделаны турник, кольца, изготовлены детские тренажеры и массажеры;

2.Составлен  оздоровительный двигательный режим для детей логопедической группы

3.Подобран  методический материал физкультурно- валеологического  цикла

4.Разработано планирование физкультурных занятий для детей старшей группы

5.Разработаны комплексы   упражнений утренней гимнастики  на год

6.Разработаны комплексы гимнастики после сна

7.Оформлен цикл коррекционных упражнений и игр по формированию осанки

8.Систематизирован цикл релаксационных упражнений с речевым сопровождением и цикл дыхательной гимнастики

9.Разработана вариативная программа «Крепыш»  для детей логопедической группы

10.Картотека, включающая гимнастические упражнения для укрепления позвоночника и мышц; подвижные игры; игры на снятие напряжения; физкультминутки

11.Рисунки, схемы, плакаты – модели; правила на карточках «Как правильно сидеть, стоять, лежать»

12.Карта – схема планирования упражнений на весь день «Двигательный дневник»

13.Диски с  записью ритмической и спокойной музыки

Особой популярностью у наших детей пользуется коррекционно-двигательный центр с подбором спортивного инвентаря. С большим интересом, активностью дети проводят там время, тем самым, укрепляя свое здоровье и формируя правильную осанку. Наблюдая за детьми можно с уверенностью сказать, что у ребят огромное желание выполнять игровые действия, добиваться результата, мыслить и творить, учиться беречь свое здоровье. Я думаю, мы стоим на правильном пути.

Раздел II. Организация коррекционно-двигательного центра

2.1. Советы по организации  коррекционно-двигательного центра

Прежде чем приступить к обустройству коррекционно-двигательного центра необходимо выбрать наиболее подходящее место в группе. Оно должно быть:

-просторным;

-безопасным;

-проветриваемым;

-комфортным.

Непосредственно сам коррекционно-двигательный центр должен быть:

-содержательно-насыщенным, развивающим;
— трансформируемым;
-полифункциональным;
— вариативным;
— доступным;
— безопасным;
— здоровьесберегающым;
— эстетически-привлекательным.

Наполняемое этого центра изготавливается из подручных материалов (природный материал, броссовый материал и т.д.)

2.2.Практический материал

Помоги своему позвоночнику

(мини-занятие в коррекционно-двигательном центре)

Цели:

1.Осуществлять профилактику и коррекцию нарушений осанки.

  1. Знакомить с основами здорового образа жизни.

3.Укреплять мышцы, участвующие в формировании правильной осанки.

  1. Развивать и тренировать все системы организма путем оптимальных физических нагрузок.

Оснащение: большой гимнастический обруч, гимнастические палки по количеству детей, ребристая доска, шведская стенка, подвесной колокольчик, маленькие обручи, мячи, батут, наклонная доска для профилактики и лечения сколиоза.

Ход игры-занятия:

Воспитатель: В королевстве, которое называется Организм, жил-был король Позвоночник. И был он очень несчастный, потому что его жители – позвонки часто болели и вели неправильный образ жизни. Вот и задумался король, как ему быть, что ему делать? Как вы думаете, ребята, что или кто поможет нашему бедняге? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте поможем королю и самим себе, своему позвоночнику физическими упражнениями и различными движениями. Вы готовы?

Комплекс упражнений:

  1. «Лужи». На дорогах лужи (ходьба)

                          Ну, а мы не тужим

                          Осторожно обойдем (ходьба на носочках),

                          По мосточку пройдем (приставным шагом).

  1. «Прогулка в лес». Мишка косолапый вразвалочку идет (на внешней

стороне стопы)

Заинька трусливый скачет и поет (прыжки с продвижением вперед)

Серый волк, сердитый важно выступает (ходьба

гимнастическая, руки за спиной),

А лисичка рыжая мимо пробегает (бег на носочках)

  1. Упражнение на дыхание «Малыши выросли»:

     Мы маленькие были –ух,

     А выросли большими (потянуться на носочках)

Воспитатель: Любит наш позвоночник и головокружительные игры.

Подвижная игра «Ярмарка и карусель»

Воспитатель держит обруч с цветными ленточками. Дети идут по кругу и говорят:

Вот на улице веселье,

Запестрели карусели,

А народ жужжит, как шмель,

Ах, какая карусель!

Лесное приключение

(игра-занятие с детьми среднего дошкольного возраста)

Цели:

  1. Упражнять детей в различных видах ходьбы
  2. Осуществлять профилактику плоскостопия
  3. Совершенствовать технику выполнения коррекционно-профилактического  комплекса для позвоночника
  4. Добиваться качества выполнения общеразвивающих упражнений
  5. Формировать навыки правильной осанки
  6. Развивать основные виды движений: ползание под дугой, ходьба по гимнастической скамейке
  7. Развивать образное мышление и воображение
  8. Воспитывать желание у детей заботиться о своем здоровье

Оборудование: письмо, скамья, волшебный сундучок, флажки, ребристая доска, коррекционный коврик (пуговицы), корзина, дуги

Тип занятия: сюжетное

ХОД  ЗНЯТИЯ:

Воспитатель: К нам в детский сад пришло письмо

Очень странное оно?!

Конверт не похож на обычный конверт,

Хотите узнать кто прислал нам привет?

Загадка поможет найти вам ответ!

Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку (Зайка)

ПИСЬМО:

Привет, друзья!

Привет из леса очень жду

Когда ко мне играть придут

Девочки и мальчики

Приходите поскорей,

Очень жду своих друзей!

Воспитатель: Хотите поиграть с зайчиком? А где он живет? Пойдем в лес? Но чтобы нам туда добраться, надо по льду, по снегу пробираться. Давайте скорее одеваться (имитация) и в путь быстрее отправляться.

По дорожке мы пойдем,

И к зайчику мы придем!

І.                Ходьба друг за другом, на носках (Мы на пальчиках идем, прямо голову несем), на пятках

— Смотрите, тонкий ледок впереди

Придется по мостику всем нам идти

Мы по мостику пройдем

Им друг друга не толкнем

Ходьба по скамейке, руки в стороны. Бег, как «лошадка»

Воспитатель: Вот мы и пришли в зимний лес

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка в шубе стоит,

Слева елка на вас глядит.

Снежинки в небе кружатся

На ладошки к ребятам ложатся

Дыхательная гимнастика (сдувание снежинок)

— А вот и волшебный сундучок

что же это  за крючок?

Мы крючок повернем

И флажки достанем.

Общеразвивающие упражнения с флажками

  1. Мы флажки все взяли

Друг за другом пошагали

(Ходьба с поднимание флажков и опускание)  1 мин

  1. Стали бегать и скакать

И флажками мы играть (бег с шевелением флажков)  1 мин

  1. Надо в круг теперь всем встать

И флажки всем показать

(Флажки вперед, в стороны, вверх, опустить)  —  6-7 раз

4.Мы наклонимся пониже

И флажки к снегу поближе

Ноги не сгибаем

Спину прогибаем!

Все флажки мы поднимаем

Спинки ровно распрямляем!

(Наклоны, флажки вниз, встали- флажки вверх)    — 6-7 раз

5.Будем , детки, приседать

И флажками все стучать! ( Присесть, три раза постучать, встать) 6 -7раз

  1. Прыгнем все вместе

На двух ногах на месте (6-7 раз) Ноги врозь -флажки вверх

Упражнение на расслабление мышц.

— А теперь все отдыхаем

И флажки мы поднимаем

Поднимаем, опускаем! (флажки вверх, ногу отставить на носок назад) 7 раз

— Тихо, тихо мы пойдем

и флажки мы уберем.

. Воспитатель:

Вот какие молодцы,

Стали сразу все сильней

И румяней, здоровей.

Чтобы зайчика найти,

Надо по синим следам всем пройти (следы)

По мостику ребристому (ребристой доске)

И красивому ковру

А потом в воротики надо

Как котятам проползти,

Спинки прогибайте,

За воротики не задевайте! (под дугами)

А вот и домик зайки,

На одной ножке скачите по дорожке

Тихо в домик постучите

И зайчишку позовите:

Дети: Зайка, хватит горевать

Мы пришли к тебе играть!

Зайка: Здравствуйте, мои друзья!

Я вас ждал

Играть пора! Я буду лисой, а вы – зайчатами

От лисы убегайте проворней ребятки!

Игра «Зайцы и лиса»(бег по сигналу)

Зайка: Вот ребятки молодцы

Убежали от лисы.

Ой, зайчата, чудеса,

Не догнала вас лиса!

Воспитатель:

У знайки снежинка есть

Невозможно глаз отвесть.

Посмотрите, кто сможет

Ловко прыгнуть, повернуться

И снежинки волшебной коснуться!

Игра со снежинкой (прыжки + лингвистический тренажер”Какая?”)

Зайка: Вот какие вы ловкие!

Воспитатель: А волшебная снежинка полетела

И на сугроб из снежков тихо-тихо села

Быстро все снежки возьмите

И в корзинку попадите!

Игра «Попади в корзинку» (Метание в горизонтальную цель)

Зайка: Вот молодцы вы, ребята!

Наигрались от души

Поверил я в вашу ловкость и сноровку

За это дарю вам морковку

А мне уже домой пора

До свиданья, детвора!

Воспитатель:

Давайте на сугробах полежим

Тихо в небо поглядим

Зайка был вам очень рад

Но пора нам в детский сад!

Упражнение на релаксацию «Возвращение домой» (под музыку)

Воспитатель:

Закончилось наше приключение.

Все вместе: Если хочешь быть здоровым — закаляйся!

Если хочешь быть здоровым – спортом занимайся!

Занятия по формированию осанки

Занятия 1-2

Цели:

*укрепление мышц спины;

*формирование правильной осанки, профилактика ее нарушений.

Упражнения с мешочком на голове (100 г.)

И.п.: стоя у стены, касаться ее затылком, лопатками и пятками, подтянуть живот.

И.п. – о.с. Руки вверх, присесть, руки вперед, вернуться в и.п.

И.п. – о.с. Быстрые махи руками вверх, вниз, в стороны.

И.п. – о.с. Подтянуть ногу, согнутую в колене к животу, проделать то же с другой ногой.

И.п. –о.с. 1- присесть из положения стоя на коленях, руки при этом отвести назад, 2 – и.п.

И.п. – о.с. Перешагивать через мяч.

И.п. – о.с. Подняться на низкую скамейку, спуститься с нее. Повторить 5-6 раз.

Упражнение на дыхание «Часики». Встать, ноги слегка расставить, руки опустить, размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так».

Игра «Раки». Один из участников держит обруч, остальные перелезают через него ногами вперед, опираясь на руки. Повторить 10 раз.

Игра «Лягушки и цапля». «Лягушка передвигается прыжками: присесть, выпрямиться, опуститься на корточки. «Цапля» идет, высоко поднимая колени, можно взмахивать крыльями.

Занятия 3-4

Цели:

— укрепление мышц спины;

— формирование правильной осанки, проводить профилактику ее нарушений.

Ходьба на носках с различными движениями рук.

Ходьба на пятках.

Ходьба по «дорожке здоровья».

Постановка спины у стены.

Самомассаж спины массажными лентами.

Общеразвивающие упражнения

И.п.: сидя на полу, упор руками сзади. Поднятыми ногами выполнять упражнение «ножницы».

И.п.: лежа на спине. Зажать ногами листок бумаги и поднять его вверх, затем опустить. Дышать ровно.

И.п.: лежа на полу, закрепить ноги, подсунуть их под опору. Ритмично поднимать и опускать туловище, руки за головой.

И.п.: лежа на животе, согнутыми руками опереться об пол. Поочередно поднимать то правую, то левую ногу, не сгибая в коленях.

И.п.: лежа на животе, вытянуть руки вдоль туловища. Поднимая туловище, руки отводить назад.

Занятия 5-6

Цели:

— укрепление мышц спины;

— формирование правильной осанки, профилактика ее нарушений.

Упражнение «Великаны и гномики». Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой.

И.п. – о.с. палка внизу. 1- палка вверху; 2- опустить за голову, на плечи; 3 – палку поднять вверх; и.п. Повторить 6-8 раз.

И.п. – о.с.: ноги врозь, палка внизу. 1 – палку вверх; 2 –наклон вперед, руки вперед; 3 – выпрямиться, палку вверх; 4- вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

И.п. – о.с.: палка внизу. 1-2 – присесть, палку вынести вперед; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 6-7 раз.

И.п. – о.с.: ноги врозь, палка на лопатках. 1- поворот туловища вправо (влево), вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.

И.п. – о.с.: палка на груди хватом шире плеч, руки согнуты. 1- прыжком ноги врозь, палку вверх; 2 и.п. Выполняется на счет 1-8. Повторить 2-3 раза.

И.п. – о.с.: палка внизу. 1- правую (левую ногу) в сторону на носок, палку вперед, 2- вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.

Игра «Фигуры». Ходьба в колонне по одному, ходьба и бег врассыпную.

По сигналу (удар в бубен) все останавливаются на месте, где их застала команда и принимают какую-либо позу. Инструктор отмечает наиболее удачную.

Раздел III. Заключительная часть

Благодаря созданным условиям (коррекционно-оздоровительный центр) мы  с детьми достигли следующих результатов:

— снизилась частота случаев заболеваемости;

— улучшилось физическое развитие (повысился уровень освоения основными видами движений);

— повысилась устойчивость к утомлению, повысилась работоспособность;

— появились позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;

— улучшился аппетит, качество сна, навыков самообслуживания и познавательных возможностей

— появился самоконтроль за сохранением правильной осанки.

Список использованной литературы

1.Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. М.,2000 г.

2.Болонов Г.П. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения. М., 2003г

3.Зайцев Г. Уроки Айболита. СПб., 1997 г.

  1. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). М.,2004

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика