Конфликты в педагогическом коллективе — Тренинг  педагогического общения.

Spread the love

                               Тренинг  педагогического общения

 «Конфликты в педагогическом коллективе»

Цели:

  • знакомство со стратегиями поведения в конфликте
  • исследование специфики собственного поведения в конфликте
  • знакомство с эффективными способами разрешения конфликтов
  • отработка навыков эффективного разрешения конфликтов

Ожидаемые результаты: умение вырабатывать педагогами адекватные способы поведения в конфликтной ситуации и способы решения конфликтов

 

Участники: члены педагогического коллектива

Необходимые материалы:

Тест К.Томаса

Бланки заполнения теста

Листы, ручки

Листовка алгоритма решения конфликта для раздачи

Правила. Знакомство с правилами поведения на тренинге.

Разминка. Упражнения на динамику, снятие эмоциональных зажимов, создание сплоченности «Самый, самый..»

Инструкция: «Постройтесь по росту, по длине стопы, по красоте, по уму…»

Введение в тему тренинга. Упражнение «Датский бокс»

В древности Данию населяли племена варваров. Мужчины были очень агрессивны и часто устраивали кровавые бои. Однажды мудрец, обеспокоенный тем, что мужское население может истребить друг друга, предложил им бескровный способ разрешения конфликтов. Этот способ получил название «Датский бокс».

Все делятся на пары, протягивают руки как для рукопожатия, смыкают пальцы в замок, ладони участники прижимают друг к другу. Большие пальцы направлены вверх. Необходимо поймать большой палец противника и прижать его к замку ладоней.

 Задача – как можно больше раз  в течение

2 минут поймать и прижать большой палец противника. Следить за стратегией поведения противника. Отметить результат на бланке теста.

Смысловое поле конфликта. На доске в центре  слово «конфликт». Участники, разбившись на группы 2-3 человека, обсуждают и выбирают 3 близких и 3 далеких по смыслу понятия из списка терминов. Зачитывают, а ведущий фиксирует это на доске.

ссора                                     дискуссия                   противоречие

упрямство                            конфронтация            агрессия

противостояние                  подавление                 насилие

война                                   выяснение                   спор

непонимание                      давление                     возможность

оскорбление                        перемены                   потеря отношений

развитие                               драка                          

унижение                             выгода                        энергия 

победа                                  общение                     власть

Обсуждение. Какие понятия ближе к «Конфликту»?

Чем обусловлено, что К. чаще воспринимается как отрицательное, плохое?

КОНФЛИКТ – столкновение 2 или более сторон по поводу реального или воображаемого ущемления интересов.

Упражнение: «2 конфликта из жизни учителя»

Участники делятся на 3 группы по 5 человек и на отдельном листе пишут ситуации между учителями, учителем и руководством, учителем и родителем или учеником. На другом листе свой способ конструктивного разрешения этой ситуации. Группы обмениваются листами.

Через 10-15 минут обсуждение.

Итак, мы подошли с вами к понятиям стратегии поведения в конфликте. Их пять. Тест Томаса поможет определить нам, какие именно стратегии мы применяем чаще всего.

Ведущий проводит диагностику, используя бланки, результаты участники получают самостоятельно, заслушивая объяснения ведущего и просматривая схему.

Стиль уклонение, уход – «черепашка»

  • Свои интересы- «-»
  • Чужие интересы- «-»
  • Отношения не изменяются, временно
  • Цель- уйти от столкновения

«+» — безопасность

«- »  — конфликт может возникнуть вновь, т.к. он не решается

Стиль уступка, приспособление –«медвежонок»

  • Свои интересы- «-»
  • Чужие интересы- «+»
  • Отношения приоритетны
  • Цель- улучшить и/или сохранить отношения

«+» — сохранение отношений

«-» — нет справедливого разрешения, падает самооценка, накапливается внутренняя агрессия, обида, уныние

Стиль компромисс – «лиса»

  • Свои интересы- частично
  • Чужие интересы- частично
  • Отношения сохраняются
  • Цель- положительное развитие отношений

«+» — уйти от столкновения быстро

« -» — неполная удовлетворенность людей

Стиль конкуренция, давление – «акула»

  • Свои интересы- «+»
  • Чужие интересы- «-»
  • Отношения разрушаются
  • Цель- отстоять только свои интересы

«+» — не копятся отрицательные эмоции, берет ответственность на себя

«-»- конфликтная личность, несправедивость, использование власти, связей, угроз, авторитета, закона в личных целях

Стиль сотрудничества – «сова»

  • Свои интересы- «+»
  • Чужие интересы- «+»
  • Отношения не изменяются, временно
  • Цель- положительное развитие отношений

Требует временных и эмоциональных затрат

«Датский бокс» Обсуждение.

Задача — как можно больше раз  в течение 2 минут поймать и прижать большой палец противника, т.е. соревнование?

Резюме. Используя стиль «совы», мы могли бы за 2 минуты, по очереди прижимая пальцы друг друга, получить максимальный результат 120*120.

Кодекс или алгоритм решения конфликта. Раздать заготовки, обсудить.

Используя алгоритм, проанализировать ситуацию из упражнения «2 конфликта» и разработать план педагогического воздействия.

  1. ПАУЗА. Оценка ситуации и собственных эмоций.
  2. ПОЧЕМУ. Анализ мотивов и поступков соперника.
  3. ЧТО. Что я хочу получить в результате своего воздействия. Воздействия не против  личности, а против поступка.
  4. КАК. Как достичь результата. Продумать варианты, способы и средства воздействия. Выбор за соперником.
  5. ДЕЙСТВИЯ.
  6. АНАЛИЗ воздействия, оценка эффективности воздействия.

Обсуждение. Группа, зачитывая  предложенную ситуацию, рассказывает о своем решении-способе разрешения конфликта. Группа, предложившая данную ситуацию, поясняет свое решение.

«Театр» — разбившись по ролям, проиграть ситуацию.

Упражнение «Да» значит «Нет»

Упражнение проводится в общем кругу.

Нередко люди при общении друг с другом не умеют соблюдать правила конструктивного ведения разговора. Цель этого упражнения —  научить говорить «нет» или выразить свою точку зрения в приемлимой форме, без обид и злобы.

По просьбе ведущего каждый пишет на листке (или просто придумывает) спорное утверждение. Напр.: «Все дети — невыносимые», «Пожилые люди – мудрые и спокойные», «Все учителя ценят и уважают своих учеников», «родители никогда не понимают своих детей». После этого по мере готовности участник произносит свою фразу. Остальные дают ответ в следующей форме. Сначала нужно согласиться с тем, что было сказано. После этого – продолжить разговор, выражая свое согласие или несогласие с тем, что было сказано. Примеры первой фразы: «Да, однако…», «Да, и все же…», «Да, и если…».

При выполнении этого упражнения участники научатся конструктивно вести диалог. Такое умение бывает очень полезно при общении с людьми, находящимися в состоянии гнева, агрессии, раздражения, обиды.

Под занавес — ? Всегда ли конфликт в педагогической ситуации – это нечто негативное? Почему?

Ритуал прощания. «Спасибо за опыт и встречу »

 

Раздаточные материалы

Кодекс или алгоритм решения конфликта.

  1. ПАУЗА. Оценка ситуации и собственных эмоций.
  2. ПОЧЕМУ. Анализ мотивов и поступков соперника.
  3. ЧТО. Что я хочу получить в результате своего воздействия. Воздействия не против  личности, а против поступка.
  4. КАК. Как достичь результата. Продумать варианты, способы и средства
  5. ДЕЙСТВИЯ.
  6. АНАЛИЗ воздействия, оценка эффективности воздействия.

Кодекс или алгоритм решения конфликта.

  1. ПАУЗА. Оценка ситуации и собственных эмоций.
  2. ПОЧЕМУ. Анализ мотивов и поступков соперника.
  3. ЧТО. Что я хочу получить в результате своего воздействия. Воздействия не против  личности, а против поступка.
  4. КАК. Как достичь результата. Продумать варианты, способы и средства воздействия. Выбор за соперником.
  5. ДЕЙСТВИЯ.
  6. АНАЛИЗ воздействия, оценка эффективности воздействия.

Кодекс или алгоритм решения конфликта.

  1. ПАУЗА. Оценка ситуации и собственных эмоций.
  2. ПОЧЕМУ. Анализ мотивов и поступков соперника.
  3. ЧТО. Что я хочу получить в результате своего воздействия. Воздействия не против  личности, а против поступка.
  4. КАК. Как достичь результата. Продумать варианты, способы и средства воздействия. Выбор за соперником.
  5. ДЕЙСТВИЯ.
  6. АНАЛИЗ воздействия, оценка эффективности воздействия.

Ссора                                     дискуссия                  

Упрямство                           конфронтация            Агрессия                                насилие

Противостояние                  подавление                

Война                                   выяснение                   Спор                                      власть

Непонимание                      давление                     Возможность                        потеря

Оскорбление                        перемены                                                     Победа                                  энергия 

Развитие                               драка                           отношений                           общение 

Унижение                             выгода                                                        

Противоречие                                                    
СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТАХ.

 

Направленность на интересы

Соперника

 

Высокая

 

 

 

 

* Уступка

(медвежонок)

  • Сотрудничество

(сова)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направленность на личные

интересы

Средняя

 

 

 

 

  * Компромисс

(лиса)

 

 

 

 

 

 

 

 

Средняя

 

Низкая

 

 

 

 

  • Уход

(Черепашка)

 

 

 

Низкая                                                 

  • Конкуренция

(акула)

 

 

 

 

Высокая

 

 

 
Бланк теста.                                                              ФИО:

1 2 3 4 5
1       А Б
2   Б А    
3 А       Б
4         Б
5   А   Б  
6 Б     А  
7     Б А  
8 А Б      
9 Б     А  
10 А   Б    
11   А     Б
12     Б А  
13 Б   А    
14 Б А      
15       Б А
16 Б       А
17 А     Б  
18     Б   А
19   А   Б  
20   А Б    
21   Б     А
22 Б   А    
23   А   Б  
24       Б А
25 А       Б
26   Б А    
27       А Б
28 А Б      
29     А Б  
30   Б     А

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика