нестандартное оборудование для укрепления физического и психического здоровья дошкольников

Spread the love

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТЕЛЬМАНОВСКОГО РАЙОНА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЕЛЬМАНОВСКИЙ ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА «КАТЮША» АДМИНИСТРАЦИИ ТЕЛЬМАНОВСКОГО РАЙОНА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ

(нестандартное  оборудование для укрепления физического и психического здоровья дошкольников)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

пгт. ТЕЛЬМАНОВО -2016 ГОД

Составитель:                         воспитатель ДОУ «Катюша»

Чалая О.Н.                            пгт. Тельманово

Рецензенты:

Пилипчук О.Ф.                    заведующая методическим                                                            кабинетом отдела образования                                      пгт. Тельманово

Лысенко Л.А.                       методист по дошкольному                         образованию отдела            образования Тельмановского                    района ДНР

Тимошенко М.А.                  старший воспитатель ДОУ                                                            «Катюша»

Предложенный методический материал раскрывает систему работы педагога по формированию у дошкольников двигательных умений и навыков, укреплению физического и психического здоровья с использованием нестандартного оборудования. Рекомендации являются результатом многолетнего опыта работы автора с детьми.

Данное пособие предназначено для педагогов ДОУ.

Содержание

Введение…………………………………………….5

Раздел I.

1.1.Научное обоснование проблемы………………8

1.2.Результаты внедрения опыта…………………..9

Раздел II.

2.1. Советы по организации использования нестандартного оборудования……………………11

2.2.Практический материал………………………14

   

Раздел III. ………………………………………….16

Список использованной литературы ……………17

Фотоматериалы……………………………………18

Введение 

«Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье…»

                                               Н.М. Амосов

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию. Перед педагогами нашего ДОУ стоит огромная проблема, которая заключается в повышении качества образовательно-воспитательного процесса в контексте требований программы путем обеспечения дошкольнику высокого уровня реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.

Задачи:

  1. Оздоровительные:
  • укрепление здоровья детей
  • профилактика нарушений осанки
  • повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды
  1. Образовательные:
  • расширение двигательной сферы ребенка
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и потребности к ежедневным занятиям физическими упражнениями
  • становление основ здорового образа жизни

Актуальность опыта

 определяется  Типовой  образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»  «основная задача – стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма».

Уровень актуальности  данной проблемы хочется выразить словами В.Сухомлинского «Забота о здоровье ребенка – это самый важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, крепость знаний, вера в свои силы».

Раздел I.

1.1. Научное обоснование проблемы

Здоровьесберегающая компетентность занимает огромное место в жизни ребенка:

— создает доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлению активности всех детей в двигательной сфере;

— дает возможность самовыражению ребенка, осмыслению своего «Я»;

— развивает познавательную, социально-коммуникативную сферы;

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Как же заинтересовать наших детей в том, чтобы они сами хотели быть сильными, ловкими и в первую очередь здоровыми. На помощь мне пришло нестандартное оборудование для спортивной зоны в группе. Дети с огромным интересом и пользой проводят там время.

1.2.Результаты внедрения опыта:

1.Повышение уровня сопротивляемости детского организма заболеваниям.

2.Профилактика нарушений осанки.

3.Возникновение у детей удовольствия от физкультурных занятий.

4.Формирование основ здоровьесберегающей компетенции.

Изучив огромное количество литературы, мониторинг развития своих воспитанников, я решила остановиться на коррекционных методиках Потапчук А.А. – доктора медицинских наук, профессора кафедры теории и методики адаптивной физической культуры Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры им. П.Ф.Лесгафта, врача высшей категории по специальности «Лечебная физкультура и спортивная медицина».

На основе коррекционных методик Потапчук А.А. мною была разработана новая форма физкультурных игр – занятий в старшей группе ДОУ с использованием нестандартного оборудования. Для успешного достижения своей цели я составила программу, перспективное планирование, вместе с родителями своих воспитанников изготовили из подручных материалов физкультурное оборудование  («Веселые ходунки», «Волшебные лапки», «Веселое колесо», сухой бассейн и т.д.).  Я думаю, что у меня получилось, так как дети занимаются этим с огромным удовольствием, это оборудование приносит моим воспитанникам не только пользу для физического здоровья, но и моральное удовлетворение, радость от занятий.

Раздел II.

2.1.Советы по организации использования нестандартного оборудования

Что же это  -нестандартное оборудование?

Нестандартное физкультурное оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из списанного инвентаря и подручных средств и материалов.

Работая над проблемой повышения интереса детей к различным видам двигательной деятельности, я решила разнообразить самостоятельную двигательную активность детей с помощью нестандартного физкультурного оборудования, сделанного своими руками из различных подручных средств и материалов, так как оно позволяет:

— повысить интерес детей к выполнению основных движений  и игр;

— развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие;

— воображение, зрительную память;

— развивать чувство формы и цвета;

— способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.
Конечно к нестандартному оборудованию предъявляются определённые санитарно-гигиенические требования.

Нестандартное оборудование должно быть:

— безопасным;

— максимально эффективным;

— удобным в применении;

— компактным;

— универсальным;

технологичным и простым в применении;
          — эстетичным

Виды деятельности, в которых можно применять нестандартное оборудование:

-занятия, игры-занятия;

— подвижные игры;

— логоритмические занятия;

— гимнастика пробуждения,

— утренняя гимнастика и т.д.

Длительность использования зависит от цели вида деятельности.

Материалы для изготовления оборудования:

-бросовый материал (пластиковые бутылки, крышки из-под бутылок, крупные бусы, ленты, резинки, детали деревянных конструкторов и т.д.)

-природный материал (шишки, желуди, каштаны, камешки, фасоль, горох и т.д.)

2.2.Практический материал

1.«Дорожка здоровья» — в различных вариантах применяется для профилактики плоскостопии и массажа ступней ног у детей. «Зоодворик» представляет собой дорожку с нашитыми на нее изображениями животных: «черепаха и верблюд» из поролона, «рыбка» из пробок от пластиковых бутылок, «бабочка» выполнена из деревянных бус, «Змейка» из шнура, «черепашки» и «ежики» из отслуживших свой срок резиновых мячей.

  1. Короткие шнуры, на концах которых сделаны ручки из киндер — яиц, можно использовать для выполнения ОРУ, в играх, а также как трансформер (можно  из нескольких коротких сделать один длинный).
  2. Мишень «Светофор»используется для метания в вертикальную цель мешочка с песком (мяча), позволяет закрепить основные цвета и  правила дорожного движении.
  3. «Веселый зонтик»применяется в играх и дыхательной гимнастике. Это зависит от смены эмблем на зонтике.

«Пляшущие человечки». На зонтик крепятся схематичные изображения человечков в разных позах. Ведущий крутит зонт. Как только зонтик перестает крутиться, дети замирают в той  позе, у которой изображен человечек в самом верхнем секторе.

В дыхательной гимнастике эмблемы меняются в зависимости от времени года (бабочки, осенние разноцветные листья, дождинки, снежинки и т.д.)

  1. «Летающий диск».Вырезается круг из цветного картона, делаются на нем надрезы. Оформить летательный объект разноцветными фигурами или картинками. Чтобы диск мог летать, крылья по очереди загибают вверх и вниз. Дети подбрасывают свои диски в воздух таким образом, чтобы они вращались. Затем они пытаются их поймать еще до приземления.
  2. «Нос клоуна»— пособие, которое способствует развитию координации движения, равновесия.

Рисуется голова клоуна на плотной бумаге, крепится к палочке – ручке, на месте носа отверстие, в которое кладем шарик. Ребенок должен преодолеть дистанцию с препятствиями, не уронив при этом шарик.

Раздел III.

Предложенное оборудование сделано своими руками для пополнения предметно – развивающей среды. На первый взгляд это всего лишь поделки, сделанные мною и родителями, но в работе они незаменимые помощники. Интерес детей к различным новшествам вызывает у детей положительные эмоции и это тонизирует организм в целом. Совместное изготовление оборудования активизирует родителей, настраивает их на сотрудничество с педагогами. 
Изготовления таких пособий не требует больших затрат. В основном мною был использован разнообразный бросовый материал: все то, что наверняка найдется в любом доме из разряда ненужных вещей. Минимум затрат и времени! А в результате получаются очень яркие привлекающие к себе внимание пособия. Они помогают развивать мышцы рук, ног, координацию движений, меткость, ловкость, внимание. Мои дети с огромным удовольствием проводят время с пользой для здоровья в спортивном центре.

Список использованной литературы

1.Потапчук А.А. «Лечебные игры и упражнения для детей». С.-П. 2007

2.Пеганов Ю.А., Берзина Л.А. «Физкультура для здоровья», М.1991 г.

2.Шилкова И.К., Большев А.С. «здоровьеформирующее физическое развитие». М.2001г.

 

 

Фотоматериалы

Нестандартное оборудование

 

 

Самомассаж

 

 

Веселое колесо

* координация движения

* развитие равновесия

*развитие глазомера

*развитие мышц туловища

*формирование навыков совместной деятельности

 

 

 

 

           Веселые ходунки

*профилактика плоскостопия

*развитие силы мышц

*развитие равновесия

*развитие эмоциональной сферы

*формирование правильной осанки

 

 

 

 

 

Волшебные лапки

*профилактика плоскостопия

*развитие силы мышц

*развитие равновесия

*развитие эмоциональной сферы

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика