Обеспечение преемственности в работе детского сада и школы.

Spread the love

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТЕЛЬМАНОВСКОГО РАЙОНА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В  РАБОТЕ

ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ

В  СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2015 -2017 г.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

пгт. Тельманово, 2016 г

Составитель:                           воспитатель высшей категории Тельмановского             

  Барбар С.Н.                            ясли – сада «Катюша»  

 

Рецензенты:                            заведующий методическим кабинетом отдела образования    

Пилипчук О.Ф                        администрации Тельмановского района ДНР                    

                                                    

Лысенко Л.А.                          методист  по дошкольному образованию отдела образования    

                                                  администрации Тельмановского района ДНР

Тимошенко М.А.                    старший воспитатель Тельмановского ясли –сада «Катюша»

 Данное пособие предназначено не только педагогам дошкольных образовательных учреждений  (воспитателям, практическим психологам), но и учителям первых классов  начальной школы.

          Автором доступно раскрываются актуальные вопросы, связанные с работой детского сада и начальной школы, объясняется актуальность, мотивация, цели   преемственности между начальными уровнями образования. В сборнике отображается личное видение на проблему преемственности, а также раскрываются пути достижения успехов в решении этой проблемы.

           В работе собран  доступный теоретический материал  по этому вопросу, показаны таблицы и схемы, позволяющие лучше организовать воспитательно – образовательный процесс. Предлагаются методические рекомендации, способствующие  тесной взаимосвязи в цепочке:  родители —  ДОУ — начальная школа.

          Практический материал творческого проекта можно применять для совместной  работы по организации  преемственности детского сада и начальной школы в соответствии с требованиями государственных  Стандартов.

Содержание:

  1. I. Преемственность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы

 при реализации государственных Стандартов………………………………………………5

  1. II. Проект «Реализация системно — деятельностного подхода в образо­вательном

процессе «Тельмановского ясли –сада «Катюша»…………………………………………7

III. Описание проекта:

3.1. Предмет проекта…………………………………………………………………………10

3.2. Инновационный              потенциал    проекта……………………………………………………..10

3.3.Участники           проекта…………………………………………………………………………..10  

3.4.Нормативно – правовое обеспечение……………………………………………………….14

3.5.Информационно-методическое обеспечение проекта…………………………………….15

3.6. Этапы и                      сроки   реализации     проекта……………………………………………………..15

3.7. Апробация и распространение опыта……………………………………………………..16

IV.Практический материал:

4.1.Системно – деятельностный подход в  воспитательно — образовательном  процессе ДОУ.

Перспективное планирование тематических блоков в подготовительной группе                   

на 2016 -2017 учебный год……………………………………………………………………….18

4.2.Система работы учреждений по реализации преемственности  через повышение

квалификации педагогов………………………………………………………………………19

4.3. Материал к совместному педсовету педагогов ДОУ и начальной школы на тему:   

«Актуальные вопросы преемственности в дошкольном и начальном образовании».

План совместной работы ДОУ и начальной школы………………………………………… ..23

 4.4.Выступление на   районном методическом объединении  воспитателей

«Создание предметно – развивающей среды в  дошкольном образовательном

учреждении и начальной школы при реализации государственных Стандартов………31

V.Фотоматериал………………………………………………………………………………37

  1. I. Преемственность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы при реализации государственных Стандартов

      Проблема  обеспечения непрерывности дошкольного и начального школьного образования является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики. Одним из ведущих принципов образования является принцип преемственности  и перспективности учебно – воспитательного процесса на всех уровнях и в пределах каждого этапа. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования  в Донецкой Народной Республике, которая отражена  в правовом поле.

         На основе Конституции Донецкой Народной Республики, принятой Верховным Советом  ДНР  (Постановление  № 1-1  от 14мая 2014 года ), в соответствии с пунктом 6  части 1 статьи 6 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», принятым Народным Советом ДНР    (Постановление № I -223 П – НС от 19 июня 2015 года)  , подпунктом 40 пункта 2 раздела 2 Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики  № 35 -11 от 26.09.2014 г.,  с учетом Международной конвенции ООН о правах ребенка  (одобрена  Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года)  разработаны государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность обязательных  требований к дошкольному и начальному образованию. Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики издан приказ № 326 от 17 июля 2015 года «Об утверждении Государственного образовательного стандарта дошкольного образования на 2015 -2017 гг.»  (далее ГО ДО) и приказ № 324 от 17 июля 2015 года «Об утверждении Государственного образовательного стандарта начального общего  образования на 2015 -2017 гг.» (далее ГОС НОО).

Разработка и принятие ГОС ДО оказывает значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ:

  • признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более вни­мательное к нему отношение на всех уровнях;
  • повышение требований к качеству дошкольного образова­ния, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах.

Государственный  образовательный стандарт дошкольного образова­ния включает в себя требования к:

  • структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной час­ти основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  • условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансо­вым, материально-техническим и иным условиям;
  • результатам освоения основных образовательных программ.

            ГОС ДО обеспечивает государственные гарантии равенства возмож­ностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.

ГОС ДО учитывает:

  • самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;
  • социокультурное разнообразие детства;
  • возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;
  • потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоро­вья;
  • возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.

         Детский сад и начальная школа должны осуществлять совместную целенаправленную рабо­ту по обеспечению успешной адаптации выпускников дошкольной организации в первом клас­се, для этого целесообразно использовать единые требования и подходы к образовательному процессу, которые ориентируют на формирование общей культуры, развитие физических, ин­теллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошколь­ного возраста, коррекцию недостатков в физическом и  психическом развитии детей.

      Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов)  показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

        Что такое деятельностный подход? Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. И в этом еще одна отличительная особенность новых стандартов.

  1. II. Проект «Реализация системно деятельностного подхода в образо­вательном процессе Тельмановского ясли – сада «Катюша»

    В соответствии с современными требованиями Государственного образовательного стандарта дошкольного образования на 2015 -2017 гг.  разрабатывается и апробируется творческий  проект «Реализация системно-деятельностного подхода в образо­вательном процессе Тельмановского ясли – сада «Катюша».

Вид проекта: долгосрочный.

Цель проекта:  обеспечение          условий          для       построения     образовательного пространства ДОУ на основе системно- деятельностного подхода, обеспечивающего успешность дошкольника-выпускника.

Задачи проекта:

  1. Формирование пакета нормативно – правовой и учебно – методической базы в ДОУ в соответствии с введением Государственного образовательного стандарта дошкольного образования на 2015 -2017 гг.
  2. Апробация механизмов, обеспечивающих непрерывность между дошкольным и начальным образованием в условиях реализации Государственных стандартов.
  3. Организация интегрированного развивающего пространства с позиции возможностей формирования ключевых компетентностей дошкольников через  использование системно-деятельностного подхода.
  4. 4. Разработка и согласование   с начальной   школой   показателей оценки ключевых  компетентностей дошкольников через использование  системно- деятельностного подхода.
  5. 5. Разработка и апробация системы методической работы и работы с родителями ДОУ в процессе реализации ГОС ДО  на основе системно-деятельностного подхода.
  6. 6. Повышение качества образовательного процесса и уровень профессиональной    

     подготовки   педагогов   ДОУ   в условиях  реализации ГОС ДО.

Гипотеза  проекта: Если в ходе проектной деятельности будет разработана и реализована система образовательной деятельности с использованием системно- деятельностного подхода на этапе реализации ГОС ДО, то это позволит сформировать у воспитанников детского сада результаты образования, заданных ГОС ДО, с позиций непрерывности образования на уровнях ДОУ − начальная школа.

Ожидаемые результаты:

1.Алгоритм   проектирования   плана развития партнерских отношений между ДОУ и начальной школой при  реализации ГОС ДО и ГОС НОО.

2.Методические рекомендации по эффективному взаимодействию педагогов ДОУ и начальной школы, а также  родителей при переходе к реализации ГОС ДО на основе системно-деятельностного подхода к организации  воспитательно-образовательного и здоровьесберегающего процесса.

Сроки реализации: сентябрь 2016  г.– сентябрь 2018 г.

Этапы реализации проекта: 1.Сентябрь 2016 г.- декабрь 2016 г.–  организационный  (поисковый) этап

  1. 2. Январь 2017 г.- декабрь 2017 г. – практический этап
  2. 3. Январь 2018 — май 2018 г. – обобщающий этап

Инновационностью проекта является использование возрастного принципа развития до­школьника через игровую деятельность, принципа интеграции содержания деятельности всех участников воспитательно — образовательного процесса (педагог, ребенок, родитель).

Оригинальностью проекта является эффект реализации  воспитательно- образовательной деятельности с использованием системно- деятельностного   подхода  и полифункционального участия педа­гогов, родителей и детей в достижении общей цели — «успешный дошкольник».

Проект опирается на три направления:

  1. 1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.
  2. 2. Отбор содержания образования для детей дошкольного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с Государственным стандартом дошкольного образования и Государственным стандартом начального образования .
  3. 3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

      Созданию этого проекта способствовало проведение анализа  фактического состояния  воспитательно — образовательного развивающего пространства  нашего дошкольного учреждения на соответствие современным требованиям  согласно ГОС ДО. Проведенный анализ выявил   и обозначил ряд противоречий:

С одной стороны С другой стороны
Понимание педагогами значимости игры и для развития дошкольника Преобладание    форм    и     методов    учебной деятельности
Достаточно эффективная организация детской деятельности     с      использованием     игровых приемов и методов в традиционной форме Неготовность     педагогов      к       системной реализации    развивающих    технологий    на основе системно-деятельностного подхода
Развитие   ребенка   в     игровом   пространстве детского сада Недостаточность     привлечения     родителей к   решению   задач   развития   дошкольника в домашних условиях
Результативное  использование имеющихся игровых средств Несоответствие игровых средств современным    требованиям    к оснащению игрового пространства детского сада
Определение            результатов                                            детской деятельности                                методом          субъективного наблюдения Отсутствие    системы    оценки    результатов детской деятельности на компетентностной основе

Проект разработан с целью решения выявленных противоречий. Для  успешного решения необходимо:

1.В области содержания – выделение особенностей организации детской деятельности в соответствии с возрастом (этапом развития) детей, реализация системно-деятельностного под- хода к организации воспитательно -образовательного пространства дошкольника, реализация принципа интеграции в построении игрового пространства (как части образовательного пространства), в которое включены родители.

  1. 2. В области технологий – использование воспитателями и специалистами современных развивающих технологий, использование гибкой тактики руководства детской, в том числе иг- ровой деятельностью, организация интегрированного образовательного пространства с позиции возможностей формирования начальных ключевых компетентностей дошкольников.

3.В области методической работы – творческий подход к реализации новых развивающих технологий, создание на систематизированной основе информационного банка (фонда) широкого спектра игр и упражнений, развивающих технологий для дошкольников.

  1. 4. В области организации и управления – создание системы оценки качества образования дошкольников на основе системно-деятельностного подхода.

        Проект по изучению использования системно-деятельностного  подхода в образовательном процессе дошкольной образовательной организации способствует решению основных задач ГОС ДО, а методические рекомендации по содержанию этого проекта (обновление нормативной документации ДОУ, методические и практические рекомендации   по работе с педагогами ДОУ и начальной школы, семьи по данному направлению и др.) могут быть востребованы в образовательных учреждениях района.

Если в ходе  проекта будут разработаны и апробированы:

— нормативно-правовая документация ДОУ в соответствии с ГОС ДО,

— содержание и методики воспитатель — образовательного процесса, ориентированного на использование — системно-деятельностного подхода и проведение соответствующей подготовительной работы в ДОУ на основе механизмов непрерывности образовательного процесса,

 — средства  диагностики  выпускников  ДОУ и личностных  качеств  дошкольников,  представленных в ГОС ДО

 — система методической работы в детском саду и система работы с родителями на этапе реализации ГОС ДО, то это позволит:

— сформировать  у воспитанников  ДОУ результативные  навыки  в воспитательно – образовательной деятельности, заданных ГОС ДО,

 создать в ДОУ локальные образцы воспитательно -образовательного пространства деятельностного типа:

—  повысить результативность образовательного процесса и создать условия для сохранения и поддержки здоровья детей, развития их личностных качеств и познавательных мотивов деятельности, обеспечить непрерывность в формировании личностных качеств ребенка на выделенных ступенях обучения на уровне технологии, содержания и методики;

— повысить профессиональный уровень педагогов-участников исследования,

—  создать условия для построения партнерских отношений между родителями и образовательными учреждениями  в процессе реализации Государственных стандартов.

Ожидаемым результатом является функционирование ДОУ как современного учреждения дошкольного образования, обеспечивающего выполнение заказа начальной школы  на подготовку успешного дошкольника.

Эффекты реализации проекта:

— организация развивающего воспиательно -образовательного пространства для детей дошкольного возраста; 

— подготовкакадрового ресурса для организации  работы в соответствии с ГОС ДО;

— методический и информационный ресурс для применения развивающих приемов, методик и технологий внешними пользователями (родители, дети, педагоги преемственных учреждений);

— контрольно- оценочный ресурс для измерения ключевых компетентностей дошкольника в детской деятельности.

  III.  ОПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

3.1.    Предмет          исследования        проекта воспитательно — образовательный процесс ДОУ.

3.2.    Инновационный              потенциал    проекта —  проект «Реализация системно-деятельностного подхода в воспитательно -образовательном процессе ДОУ» позволит:

— повысить качество дошкольного образования, основанного на единых подходах методической работы,

— опытным путем проверить эффективность условий для практической реализации ГОС ДО,

-отработать методический и диагностический инструментарий,  планирующийся к использованию в работе со всеми участниками воспитаельно -образовательного процесса (дети, родители, педагоги).

Основным средством достижения целей дошкольного образования в  государственным образовательным стандартом дошкольного образования  является интеграция игрового пространства, а основным методом – игра. В современное игровое пространство включены ребенок, педагог и родители,  функционально обеспечивающие в совместной деятельности достижение общей цели «успешность ребенка», которая является интегративным показателем развития дошкольника, что и делает игровое пространство интегрированным.

Интегрированное развивающее пространство строится на определении и целенаправленном назначении объектов интеграции и их функций.  При этом рассматриваются необходимые условия и обеспечение достижения предполагаемого результата.

Интеграция ребенка в развивающее пространство содержит: предметно-развивающую среду, медико-психолого-педагогическое сопровождение и детское сообщество.

                               Функциональная направленность
Способствует               становлению базовых  характеристик личности  ребенка  с           учетом закономерностей психического развития,  показателей здоровья, психофизио- логических и коммуникативных особенностей, уровня общего и речевого  развития Обеспечивает: сохранение       и укрепление физического и пси- хического здоровья детей, их физического   развития; эмоцио- нального   благополучия   каждого; интеллектуально-творческого развития Взаимодействуют  при  под- держке  взрослого  их успешности;                формируют положительную              «Я-концепцию», развивают аффективно- волевую  сферу  на основе коммуникативных  и социально значимых отношений

 

                                                                     Результат
Развитие             физических функции, сформированность сенсорных навыков,

приобретение жизненного опыта, умения упорядочивать  разные предметы  и  явления, приобретение    представлений

Обеспечение  условий безопасного  и   здорового образа жизни, развития личностных качеств ребенка; приобщение детей  к общечеловеческим

ценностям; укрепление взаимодействия с семьей

Ребенок  обладает  свободой выбора содержания вида деятельности,             инициативой, правом на поиск собственных способов действия, способа       и длительности реализации собственных замыслов; ребенок — соучастник, разра- ботчик и исполнитель со- гласованного решения
       

Интеграция педагога в развивающее игровое  пространство включает: планирование, а также подбор тем, игр и упражнений, направленных на развитие начальных ключевых компетентностей дошкольников; руководство детской деятельностью;  обучение практическим действиям; систему методической работы.

 

Функции педагога

Функциональные действия ребенка Необходимые условия Необходимое обеспечение
Планирование

(подбор тем, игр и упражнений, направленных на развитие начальных ключевых компетентностей дошкольников)

Создает       условия       для свободного

развертывания       детской деятельности, в первую очередь игры, с учетом желаний,      потребностей, возрастных          предпоч- тений, половой принад- лежности детей; находит оптимальное              место взрослого в детской   дея- тельности

Выбирает                      поле деятельности; участвует  в распре- делении     ролей      и выборе                 вариантов, тем,   материалов   и пр.;       придумывает замысел, разворачивает игровое и практиче- ское действие Учет                    возрастных особенностей     и     индиви- дуальных           проявлений каждого ребенка; наличие конкретных     задач;    учет возникновения        разнооб- разных замыслов; наличие соответствующего      мате- риала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современное оборудование    для дошкольников
Руководство детской деятельностью
Владеет               приемами руководства   детьми   до- школьного           возраста: оказывает  помощь  детям в  осуществлении  замыс- лов;  поддерживает  целе- устремленность                           и активность;           создает эмоционально-положи- тельный настрой; регули- рует  поведение  детей  во время игры и выполнения определенных            практиче- ских            заданиях    или     ре- жимных моментах Выполняет  правила поведения,        инст- рукции        педагога; доводит         начатое действие  до  конца; договаривается                  с участниками                   игры или           практического действия;   высказы- вает   свое   отноше- ние к игровому или другому     действию (продуктивному, творческому,  иссле- довательскому         и т.д.) Педагогический       образец игрового и практического действия в соответствии с возрастными        особенно- стями;     целенаправленное наблюдение      за     выпол- нением игрового и практи- ческого                 действия; совместное       составление алгоритма      действия;  на- правление     на    самостоя- тельное решение постав- ленной педагогом или ро- дителем задачи;  организа- ция общения детей; созда- ние проблемных ситуаций; выделение  тем для иссле- дования; анализ и поощре- ние Профессиональная компетентность педагогов                                в использовании развивающих   тех- нологий
Обучение практическим действиям
Создает       условия       для действий        на        компе- тентностной           основе; побуждает     к     ролевому диалогу;   стимулирует   к коллективной       игре       и групповому      (индивиду- альному)   решению   про- блемы;               определяет трудовые          поручения; предлагает  развивающие, модулирующие         темы, стимулирующие самостоятельность, быстроту

мышления

Самостоятельно ставит                цель; принимает  игровую цель;

договаривается        с участниками             о собственных правилах  игры  или совместной         дея- тельности; свободно включается              в коллективную рабо- ту;      делает      моти- вированный     выбор своих действий

Владение            педагогами технологическими приемами        организации детской    деятельности,     в первую очередь игры; наличие широкого спектра видов  детской  деятельно- сти      разной       направлен- ности;               современное оснащение        предметной среды Владение педагогами приемами применения современных      ди- дактических  и  ме- тодических

средств

Система методической работы
Соблюдает    современные требования дошкольного образования;    использует нестандартные             формы организации                          детской деятельности Выполняет установленные правила поведения, проявляет   интерес   к игре,    совместной    и самостоятельной   дея- тельности;  может сам организовать игру или предложить вариант решешения проблемы. Педагогические         знания современных требований дошкольного образования; смысловая         значимость развивающего оборудования                 для дошкольника Выход     к      интернет-ресурсам; Наличие технологических карт организации детской деятельности дошкольников к Программе  развития дошкольного учреждения (составленных по возрастному принципу).

Интеграция семьи в развивающее  пространство включает: принципы и правила организации детской деятельности в семье, помощь родителей детям, руководство родителей поведением детей в игровой и продуктивной деятельности.

 

Задачи педагогов и родителей

Функциональная позиция детского сада  

Функциональная позиция семьи

 

Необходимое обеспечение

Организация детской  деятельности
Воспитание         познавательного интереса,         стремления         к преобразующей

деятельности;    развитие    опыта организации игры и продуктивной деятельности;   

содействие формированию

взаимоотношений    ребенка     со сверстниками и взрослыми

Создание       условий для          организации разных     видов     дет- ской деятельности,  в первую очередь игр Применение родителями        правил организации     детской деятельности               в домашних условиях Современное оборудование  для развивающей деятельности дошкольника
Реализация развивающих технологий
Организация       взаимодействия детей  и  взрослых;  обеспечение интеллектуально-творческого развития      дошкольников      на основе       освоения      системно- деятельностного подхода Использование педагогами развивающих технологий Освоение    и     исполь- зование  родителями  в домашней       практике технологических приемов              разви- вающих   методик   (по рекомендациям              педа- гогов ДОУ) Кадровый ресурс
Создание развивающего пространства
Активизация    самостоятельной деятельности        дошкольников; создание условий для  осознания ребенком     себя     как     субъекта деятельности;            обеспечение накопления социального опыта Дальнейшее          раз- витие        предметно- развивающей среды; создание     медиатеки развивающих игр и упражнений, инфор- мационного       банка (фонда)        широкого спектра игр и разви- вающих техно-логий для детей дошколь- ного возраста Приобретение

игрушек  и  дидактиче- ского  оборудования  в соответствии               с возрастными особенностями     детей и          целенаправлен- ностью  видов  детской деятельности

Программное обеспечение

Единство требований педагогов детского сада и семьи в организации детской деятельности,

в частности, предполагает:

* единство  воспитательных,  развивающих  и  обучающих  целей  и задач;

* единство условий организации детской  деятельности;

* единство требований в руководстве детской  деятельностью.

3.3.    Участники           проекта 

Реализация проекта предусматривает вовлечение широкого круга участников.

Условно они разделены на целевые группы:

Организаторы: администрация  детского сада — обеспечивает нормативно-правовое сопровождение, координацию    процесса    реализации проекта, мониторинг  результативности, изучение запросов родителей и социальных партнеров.

Реализаторы (непосредственные): педагоги   детского  сада — интегрируют    в  воспитательно -образовательный процесс  все    виды  детской деятельности, ориентируют  на самостоятельную  игровую деятельность.

Реализаторы (опосредованные ): родители  — создают домашнее развивающее пространство, изготовливают конкретные  игрушки, поддерживают  ребенка  и  педагога  в  реализации проекта, обмениваются  опытом по организации детской деятельности в домашней  среде     и    установлении собственных взаимоотношений  с ребенком.

Заинтересованные участники и партнеры: школа, учреждения дополнительного образования, учреждения культуры и  спорта,  здравоохранения,  которые согласуют  договоры         о преемственных отношениях  к содержанию   и    результатам дошкольного    образования, совершенствуют информационный обмен опытом и распространение собственного,  обеспечивают поддержку инноваций .

         Эффективность взаимодействия и сотрудничества между всеми субъектами реализации проекта определяется показателями обмена мнениями, результатов согласования действий партнеров, решения поставленных задач и поддержки общественности.

3.4Нормативно – правовое обеспечение:

  1. Конвенция о правах ребенка;
  2. Конституция Донецкой Народной Республики, принятая  05.2014 г. (с изменениями внесенными Законами от 27.02.2015 года № 17 -1НС, от 29.06.2015 г.№ 63 -1НС)
  3. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании», принятый Постановлением Народного Совета от 19.06.2015года (с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2015 №111 – 1НС).
  4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (утвержденное приказом Министерства образования и науки  Донецкой Народной Республики № 23 от 29 января 2015 года);
  5. Государственный образовательный Стандарт дошкольного образования на 2015 -2017 гг (утвержденный приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 326 от 17.07. 2015 года);
  6. Типовая образовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы». Составители : Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф. и т.д.     (утвержденная на заседании научно –методического совета Донецкого института последипломного педагогического образования .Протокол  «4 от 08.06.2015 г. Приказ    № 409 от 18.08.2015 г.)
  7. Санитарно-эпидемиологические требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений;
  8. Локальные акты ДОУ (устав, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции) и т.д.

3.5.Информационно-методическое обеспечение проекта.

1.Создание на официальном сайте отдельной страницы по сопровождению инновационного проекта и освещению результатов.

  1. 2. Статьи в периодической печати о мероприятиях, проводимых в рамках проекта.
  2. 3. Издание методических рекомендаций из опыта работы для педагогов и родителей по использованию развивающих технологий и системно-деятельностного подхода в работе с дошкольниками и организации развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении.
  3. 4. Выступления педагогов на и семинарах (доклады, педагогические практики и др.).

3.6. Этапы и                      сроки   реализации     проекта:

Проект будет реализован в 2016–2018 годы в три этапа:

1й этап – организационный (поисковый)  (сентябрь 2016 г.– декабрь 2016 г.):

— разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с проектом;

— создание условий (кадровых, материально-технических и т. д.).

2й этап – практический  (январь 2017 г.–  декабрь 2017 г.):

— реализация мероприятий, направленных на создание условий для функционирования интегрированной модели развивающего образовательного пространства;

— апробирование модели, обновление содержания, организационных форм, педагогических технологий;

— периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий.

3й этап – обобщающий (январь 2018 -май 2018 г.):

— реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов;

— анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в инновационном проекте.

                           Алгоритм реализации проекта

 

Краткое описание деятельности

 

Перечень продуктов по годам реализации

1й этап – организационный (поисковый)  (сентябрь 2014 г.– август 2015 г.)
Разработка документации для успешной реализации мероприятий              в                       соот- ветствии с проектом  Программа проекта.

Диагностические   листы  по  определению  уровня  развития  детской деятельности  детей.

Создание        условий (кадровых, материально- технических и т. д.) Проведение  семинаров,  мастер-классов для  педагогов с  целью  раскрытия системно-деятельностного подхода и создания развивающего образовательного пространства в условиях ДОУ.

Выполнение плана мероприятий по  прохождению курсов повышения

 

 

 

квалифт

   повышения квалификации
2й этап –  практический  (январь 2017 г.– декабрь 2017 г.)
Реализация    мероприятий, направленных   на  создание условий     для функционирования интегрированной модели                     развивающего образовательного пространства Создание интегрированного игрового пространства, обеспечивающего развитие всех видов детской деятельности.

Проведение районного семинара с демонстрацией опыта работы ДОУ по данному направлению.

 

Апробирование        модели, обновление     содержания, организационных                             форм, педагогических технологий Апробация мероприятий с использованием системно-деятельностного подхода в  ДОУ.

Организация работы семейного клуба.

Цикл  совместных мероприятий  с     родителями, направленных на успешное личностное развитие ребенка дошкольного возраста.

Периодический   контроль реализации    мероприятий, коррекция мероприятий Систематизация   показателей    для     проведения   мониторинга сформированности                      начальных                ключевых компетентностей  успешности дошкольника и мотивации к обучению.
 

3й этап – обобщающий (Январь 2018- май  2018 г.)

Реализация    мероприятий, направленных    на практическое внедрение и распространение Презентация   опыта   по   использованию   системно-деятельностного подхода  в воспитательно — образовательном процессе ДОУ.

Создание  информационного  банка  (фонда)  полного  спектра  игр  развивающих технологий.

Размещение информации на сайте и в СМИ.

Планы  работы   с использованием  развивающих технологий   и системно-деятельностного подхода в ДОУ.

Журнал       педагогической диагностики                        полученных результатов.

Рекомендации по планированию  руководства детской деятельностью и использованию системно-деятельностного подхода в  ДОУ
Анализ достижения цели и решении задач, обозначенных в инновационном проекте Обобщение   опыта  работы  по  созданию   условий   для  реализации современного интегрированного развивающего пространства

 3.7. Апробация и распространение проекта

Апробация содержания использования системно-деятельностного подхода к воспитательно — образовательному процессу планируется в подготовительных  группах путем совместных практических действий ДОУ, школы, семьи в интегрированном развивающем пространстве.

Основные направления практических действий состоят в повышении у педагогов, родителей уровня понимания требований современного дошкольного образования:

– через реализацию  компетентностного  подхода  к организации  развивающего  игрового  пространства;

– интеграцию в организации детской деятельности детского сада  и семьи;

– использование гибкой тактики руководства детской деятельностью педагогами и родителями;

– организацию системной работы с родителями и педагогами по осуществлению совместных мероприятий и действий.

Повышение  эффективности  работы  с  родителями:

– через расширение и обновление форм взаимодействия и сотрудничества с родителями;

– обеспечение интеграции общественного и семейного воспитания;

– доброжелательное партнерство, сотрудничество с семьями дошкольников;

– диалоговый характер проектирования индивидуальных маршрутов для отдельных (нуждающихся в этом) дошкольников со своевременным подключением узких специалистов (логопеда, психолога и др.) к решению проблем ребенка;

– организацию существующих и новых совместных форм работы с родителями.

Повышение качества дошкольного образования:

– через удовлетворение образовательных  потребностей воспитанников с учетом склонностей, интересов, познавательных возможностей;

– создание развивающего пространства, обеспечивающего разнообразие видов детской игровой, познавательной и творческой деятельности, с позиции возможностей формирования ключевых компетенций дошкольников.

Дальнейшая судьба проекта состоит в практической реализации системно-деятельностного подхода в интегрированной модели развивающего воспитательно — образовательного пространства, в ходе которой будет осуществлена работа по подготовке методических рекомендаций, дидактических пособий по использованию развивающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста на основе компетентностного подхода.

      Предлагаемый  творческий  проект позволит  выдвинуть идеи и планы, благодаря которым определились ее такие важнейшие возможности как реалистичность, целостность, обоснованность.

IV.Практический материал:

4.1.Системно –деятельностный подход в  воспитательно -образовательном  процессе ДОУ.Построение  всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает больше  возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У детей появляются  многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывая специфику ДОУ. Одной теме следует уделять не менее 1 недели. Оптимальный период 2-3 недели.

Перспективное планирование тематических блоков в подготовительной группе                 на 2016 -2017 учебный год

Тема Сроки
1 Детский сад. Игрушки. Забавы 10.09.2016-23.09.2016
2 Осень. Деревья. Кусты. Неживая и живая природа 26.09.-30.09
3 Овощи. Огород. Грунт 03.10-07.10
4 Сад. Фрукты. Садовые ягоды 10.10.-14.10
5 Лес. Грибы. Ягоды 17.10.-21.10
6 Перелетные птицы 24.10-28.10
7 Домашние птицы 31.11-04.11
8 Домашние животные 07.11-11.11
9. Хлеб – Всему Голова. Продукты питания. 14.11-18.11
10 Дикие животные (Красная книга Донбасса) 21.11-25.11
11 Одежда. Обувь 28.11-02.12
12 Зима. Жизнь животных и зимующих птиц 05.12-09.12
13 Посуда. Народные промыслы 12.12-16.12
14 Познай себя. Гигиена тела. Закаливание. 19.12-23.12
15 Скоро праздник Новый год. Мастерская Деда Мороза 26.12-30.12
16 Зимние праздники и развлечения 02.01.2017 -06.01.2017
17 Транспорт. Профессии на транспорте 09.01-13.01
18 Основы безопасности и жизнедеятельности детей. 16.01-20.01
19 Обитатели Севера и жарких стран. 23.01-27.01
20 В мире искусства. Народно-прикладное искусство 30.01-03.02
21 Природа планеты Земля (горы, реки, леса и т.д) и  4 стихии нашей планеты ( вода, огонь, земля, воздух) 06.02-10.02  
22 Родной дом. Мебель. Семейно- бытовые отношения 13.02.- 17.02
23 Папин праздник. Профессии родителей 20.02.- 24-02
24 Весна. Природа ранней весной. Первоцветы 27.02. -03.03
25 Мамин праздник. Профессии родителей 06.03. -10.03
26 Весенние изменения в жизни животных и птиц 13.03.-17.03
27 Земля – наш общий дом. Народы мира 20.03-24.03
28 Жители водного мира. Земноводные 27.03-31.03
29 Сад на подоконнике. Комнатные растения 03.04-07.04
30 Этот загадочный мир космоса 10.04-14.04
31 Пасха. Зеленая неделя 17.04-21.04
32 Наша Республика. Символы. Тельманово – мой поселок 24.04-28.04
33 Майские праздники 01.05-05.05
34 Жизнь насекомых. Их роль в природе 08.05 -12.05
35 Цветы ( луговые и культурные). Красная книга Донбасса

(растения)

15.05.-19.05
36 В мире сказки 22.05.-26.05
37 До свиданья, детский сад. Здравствуй школа  

4.2. Система работы учреждений по реализации преемственности  через повышение квалификации педагогов

 Проведение круглого  стола

        Тема: « Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы   в условиях реализации Государственных образовательных стандартов»

Участники круглого стола: воспитатели ДОУ, старший воспитатель, учителя начальной школы.

         На круглый стол приглашаются  методисты отдела образования, воспитатели  района , логопед, психологи.

 Цель круглого стола: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным учреждением и начальным звеном образования при подготовке детей к обучению в рамках реализации ГОС ДО и ГОС НОО.

 Задачи круглого стола:

  • Создать в образовательном учреждении психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического   развития дошкольника и младшего школьника.
  • Согласовать цели  и  задачи  дошкольного  и  начального  школьного образования.
  • Обеспечить преемственность программы дошкольного образовательного учреждения и учебного плана начальной школы  при подготовке детей к обучению в рамках реализации стандартов образования
  • Обеспечить условия  для  реализации  плавного, бесстрессового  перехода  детей  от  игровой  к  учебной деятельности в начальной школе.

 ПЛАН

проведения  круглого стола на тему: «Преемственность в работе ДОУ и начальной  школы в условиях ведения Государственных стандартов»    02.02.2017 г.

Время Мероприятие Проводит Ответственный
1 8.45 — 9.00

 

Встреча  участников  круглого стола     Иванова Н.Н,

Тимошенко М.А.

Иванова Н.Н, завуч гимназии

Тимошенко М.А, старший воспитатель

3 9.15 – 10.15

 

Проведение познавательных игр на тему: «Мы — будущие школьники» Чубарова Е.К., воспитатель

Новак Р.В, воспитаель логопедической группы

Тимошенко М.А., старший воспитатель
4 10.20 – 10.30 Выступление «Готовность детей к школе». Барбар С.Н,

воспитатель

Тимошенко М.А, старший воспитатель
5 10.20 – 10.30  Сообщение «Адаптация детей к школьному обучению». Соломаха Е.Г.,учитель Иванова Н.Н, завуч гимназии

 

6 10.50 – 11.00  Информация   «Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника». Новак Р.В, воспитатель Тимошенко М.А, старший воспитатель
7 11.10 – 11.20 Выступление «Система работы учреждений по повышению квалификации по реализации преемственности»». Барбар С.Н,

воспитатель

 Тимошенко М.А, старший воспитатель

Выступление  перед участниками круглого стола на тему: «Система работы учреждений по реализации преемственности  через повышение квалификации педагогов»

  • разработка дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации педагогических работников ДОУ и учителей начальных классов по предшкольному образованию;
  • разработка учебных модулей с учетом реализации преемственности дошкольного и начального образования;
  • открытие региональных экспериментальных площадок, лабораторий;
  • координация учебно – воспитательного процесса в группах (классах) предшкольного образования;
  • проведение мониторинга адаптации первоклассников к школе;
  • изучение и обобщение опыта работы образовательных учреждений по программам преемственности воспитания и детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • апробации и внедрение программ по предщкольному образованию с полным методическим обеспечением;
  • разработка критериев готовности ребенка к обучению в школе. 

Профессиональные компетенции реализации преемственности:

  • — интегрированное образование личности,
  • — профессиональные качества,
  • — гуманно – ценностное отношение к ребенку.
  • — знания, умения, навыки,
  • — способность оценить действия с позиции рефлексии.

Компетенции педагога, обеспечивающего реализацию преемственности:

  • мотивационно – целевые – обеспечивают развитие познавательных интересов педагогов и постановку познавательных целей;
  • оценочно – рефлексивные – дают возможность педагогам держать в поле зрения достижения и проблемы реализации процесса преемственности и адаптации ребенка к школе;
  • операционно – деятельностные позволяют педагогам усваивать умения и навыки прогнозирования, проектирования, организации и управления тем или иным видом деятельности, творчески перенимать инновационный опыт;
  • познавательно – теоретические, способствующие овладению педагогами соответствующей суммой знаний.

Общепрофессиональные и специальные умения педагога:

проективные, аналитические, рефлексивные, развивающие, организационно – коммуникативные, прогностические, творческие, информационные

И личностные способности педагога:

— способность быстро ориентироваться в любой ситуации, учитывая цели и направления образования;

—   оценивание ситуации и своих профессиональных возможностей;

-самоанализ собственной педагогической деятельности, осознание необходимости ее совершенствовать;

— наработка новых способов деятельности или трансформация  прежних с целью оптимизации обучения;

— способность к самообразованию, повышению собственной квалификации, переучиванию;

— владение методами осуществления научного познания: выдвижение гипотезы, моделирование, экспериментирование, обобщение и анализ результатов деятельности.

ГОС ДО и ГОС НОО направляет педагогических работников на стратегию проектирования  и конструирования педагогической среды. Педагог должен обладать проектно – технологическими навыками

Проектно – технологические навыки:

  • создание проектов реализации преемственности при подготовке к школе с учетом специфики дошкольного учреждения и школы, запросов родителей;
  • проектирование собственной практики, направленной на решение актуальных задач образовательного учреждения с учетом технологий индивидуализации, анализа результатов;
  • корректировка проекта в связи с изменившимися условиями;
  • составление образовательных программ по подготовке ребенка к школе;
  • использование в работе продуктивных методов организации образовательного процесса;
  • знание и чет специфики образовательного взаимодействия в дошкольном и школьном возрасте;
  • проектирование и осуществление различных способов межличностного взаимодействия;
  • создание условий для эффективного сопровождения ребенка в школу;
  • проведение работы с родителями

Совершенствование профессиональной компетентности обеспечивается  через:

  • изучение, обобщение и распространение лучшего педагогического опыта дошкольных и других учреждений, занимающихся подготовкой детей к школе;
  • использование самостоятельной, практической, творческой деятельности, дискуссионных способов рассмотрения учебного материала;
  • проблемный и интерактивный характер лекционных и семинарных занятий

4.3. Материал к совместному педсовету педагогов ДОУ и начальной школы на тему:   

«Актуальные вопросы преемственности в дошкольном и начальном образовании. План совместной работы ДОУ и начальной школы»

    Проблема  обеспечения непрерывности дошкольного и начального школьного образования является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики. Одним из ведущих принципов образования является принцип преемственности  и перспективности учебно – воспитательного процесса на всех уровнях и в пределах каждого этапа. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в  Донецкой Народной Республике, которая отражена  в правовом поле.

         На основе Конституции Донецкой Народной Республики, принятой Верховным Советом  ДНР  (Постановление  № 1-1  от 14мая 2014 года ), в соответствии с пунктом 6  части 1 статьи 6 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», принятым Народным Советом ДНР    (Постановление № I -223 П – НС от 19 июня 2015 года)  , подпунктом 40 пункта 2 раздела 2 Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики  № 35 -11 от 26.09.2014 г.,  с учетом Международной конвенции ООН о правах ребенка  (одобрена  Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года)  разработан  Стандарт дошкольного образования, представляющий собой совокупность обязательных  требований к дошкольному образованию. Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики издан приказ № 326 от 17 июля 2015 года «Об утверждении Государственного образовательного стандарта дошкольного образования на 2015 -2017 гг.» и приказ № 324 от     17 июля 2015 года «Об утверждении Государственного образовательного стандарта начального общего  образования на 2015 -2017 гг.

       Актуальность определения общих принципов преемственности между уровнями образования – обеспечить безболезненный переход детей в школу, помочь первоклассникам адаптироваться к новым условиям.

      Рассмотрим цели, задачи, формы преемственности:

      Основная цель осуществления преемственности – создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из детского сада в начальную школу.

       Условия успешной  реализации преемственности — это согласованность  между уровнями образования ( 1 –й  – уровень – дошкольное образование ,   2-й  – уровень –начальная школа) и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм, организации воспитания и обучения, технологий обеспечивающих поступательное развитие ребенка.                                                                                                       

        Основные задачи преемственности:

  1. направленность на сохранение здоровья, эмоционального благополучия. Развитие индивидуальных и творческих способностей каждого ребенка;
  2. обучению в школе, через формирование «умения учиться».

 

                                                                   «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит                                     

                                                                                      уметь   читать, писать и считать.

                                                                Быть готовым к школе – значит быть

                                                                                      готовым всему этому научиться»

                                                                                                                              Л.А.Венгер

 

         На современном этапе, в связи с введением Стандарта дошкольного образования произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, т.е. сознательное  желание ребенка учиться, познавать что – то новое, опираться на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно –исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природ и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на сои знания и умения в различных видах деятельности.

 Одним из показателей овладения дошкольником целевых ориентиров на завершении дошкольного образовательного учреждения можно считать портрет выпускника детского сада.

Портрет выпускника детского сада:

физически развитый,

  любознательный, активный;

  эмоционально отзывчивый;

  овладевший средствами общения;

  способный управлять своим поведением;

  способный решать интеллектуальные, личностные задачи;

  имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, мире, природе;

  овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

  овладевший необходимыми умениями и навыками.

 Формы осуществления преемственности:

1.Совместной деятельности дошкольного образовательного учреждения и  начальной школы: организационно – методическая работа (табл. 2),

2.Система взаимодействия учреждений  и родителей (таблица 3),

 3.Совместная деятельность образовательных учреждений и детьми (таблица 4).   

План  совместной работы   ДОУ и начальной школы с  на 2016-2017 учебный год:

Мероприятия Цели Сроки Ответственные
I.Организационно-педагогическая  работа
1. Проведение мониторинга освоения дошкольниками образовательной программы Выявление уровня готовности первоклассников к школьному обучению Сентябрь, май Ст. воспитатель,

воспитатели

2. Проведение тестирования по определению школьной зрелости при поступлении в школу Выявить уровень школьной зрелости у воспитанников подготовительной группы. Наметить пути формирования развития школьнозночимых функций для тех воспитанников, у которых низкий уровень школьной зрелости. Выявить воспитанников со средним и повышенным уровнем школьной зрелости и наметить пути его повышения и поддержания уровня школьной мотивации. Апрель-май Психологи

Учителя

Воспитатели

Ст. воспитатель

3. — Посещение детьми подготовительной группы ДОУ урока в первом классе

-Экскурсия

подготовительной к школе группы ДОУ по школе

Познакомить дошкольников со школой, учебными классами, создать условия для возникновения желания учиться в школе Апрель-март Завуч,

учитель 1 класса

ст. воспитатель

4. — Чтение литературных произведений о школе;

— Беседы, рассматривание иллюстраций о жизни школы;

— организация и проведение сюжетно-ролевой игры «Школа», развивающих игр

Повышение уровня интереса дошкольников к обучению в школе В течении года ст. воспитатель,

воспитатели

5. Проведение совместного спортивного развлечения в ДОУ между детьми подготовительной к школе группы и учениками 1 класса Создать условия для возникновения желания у дошкольников учиться в школе Апрель ст. воспитатель,

муз.руководитель,

воспитатели

II.Методическая работа
1. Проведение совместного педагогического совета: «Актуальные вопросы преемственности в дошкольном и начальном образовании» Подготовка к школе дошкольников согласно программным требованиям ДОУ и школы Январь Заведующий,

ст. воспитатель,

воспитатели,

завуч,

учителя начальной школы

2. — Оформление  информации для родителей будущих первоклассников

 

— День открытых дверей в начальной школе

 

— День открытых дверей в дошкольном учреждении

Помочь родителям в решении педагогических проблем

Познакомить родителей и детей с жизнью школы

Познакомить родителей с целями и задачами ДОУ, дать представления родителям о повседневной жизни ДОУ

Ноябрь

 

 

 

По плану школы

 

апрель

воспитатели

 

 

 

завуч,

учителя начальн. школы

заведующий,

ст.воспитатель,

воспитатели

3. Составление списков будущих первоклассников   Апрель ст.воспитатель,

воспитатели

III. Работа с родителями
1. Родительское собрание в подготовительной группе с участием учителей начальных классов:

-знакомство с диагностикой готовности детей к обучению в школе;

-деловая игра «Ваш ребенок скоро станет школьником»

  Май ст. воспитатель,

воспитатели

2. Телефонная горячая линия «Что беспокоит родителей перед поступлением детей в школу»   март завуч
3. Пресс-клуб для родителей перед поступлением педагогов ДОУ и начальной школы:

-«Школа здоровья»;

-«Как помочь себе и своему ребенку»;

— «Почему учиться трудно»

  В течении года завуч

ст. воспитатель

 

   4.4.Выступление на   районном методическом объединении  воспитателей  на тему: «Создание предметно – развивающей среды в  дошкольном образовательном учреждении и начальной школе при реализации государственных Стандартов»
   Государственный стандарт дошкольного образования  является основой для реализации Программы образовательной деятельности дошкольного образования (От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования /составители Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И.; ДИППО. — Донецк: Истоки, 2015.-223 с.), объективной оценки соответствия образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения требованиям Стандарта.

      Ведущие цели программы «От рождения до школы» — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника, подготовка к  жизни в современном обществе, к обучению в школе.

       Одним  из принципов к формированию программы выступает принцип соблюдения преемственности между возрастными дошкольными группами и между детским садом и школой.

        Стандарт является основой для реализации Программы образовательной деятельности  и включает  в себя  требования:         

     Введение утвержденных на государственном уровне  Стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целой системе.

       Условия реализации преемственности — это согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм, организации воспитания и обучения, технологий обеспечивающих поступательное развитие ребенка.

                                       

                                        «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь 

                                                  детей, пусть, став учеником, ребенок продолжает

                                                  делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в

                                                  его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»           

                                                                                                                             В.А. Сухомлинский

         Соблюдая преемственность  начальной школы с детским садом, необходимо организовать особое учебное пространство класса, которое позволит первоклассникам комфортно чувствовать себя в школе и будет приближено к организации воспитательно – образовательного процесса в ДОУ. Правильно организованная в начальной школе предметно-пространственная среда позволит  облегчить процесс адаптации первоклассников.

        Начало систематического обучения ребенка в школе связано с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также с изменением ведущей деятельности ребёнка. В связи с этим, учебный процесс необходимо организовать так, чтобы успешно решались образовательные и воспитательные задачи,  не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма и для этого, считаем, что организация предметно – развивающей среды в школе, не только облегчит адаптацию   первоклашек и в целом начальной школы к изменяющейся среде и условиям, но и поможет в сотрудничестве между детским садом и школой.

          Создавая предметно – пространственную среду в начальной школе необходимо учитывать следующие принципы:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции,  на развитие самостоятельности ребенка.
  2. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  1. Необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности,  а также показатели эмоционально — потребностной сферы.
  2. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей, элементы декора должны быть легко сменяемы. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  1. Материалы, оборудование должны меняться в зависимости от

 возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной  программы.

  1. Необходимо предоставить детям возможность участвовать в создании и преобразовании предметно-пространственной среды.

 

Предметно – пространственную среду в начальной школе условно можно поделить на 4 зоны:

 

                             — включает в себя комплекты «парта – стул», рабочее место учителя,            

                                 маркерную доску и насыщена дидактическим и цифровым оборудованием,  позволяющим использовать разные   виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в группах, в малых и больших группах. Должна предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современны материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и др.)

 

                                    — содержит игровое оборудование, игровую атрибутику разного рода   игровые                 материалы, необходимые для игровой деятельности, столик со стульчиками для настольных игр.      На полках размещены массажные коврики, массажные мячи, резиновые мячи, пластмассовые гантели, скакалки. Созданы зеленые уголки, где дети будут наблюдать и ухаживать за растениями. В уголок уединения можно поставить мягкий диванчик для бесед и чтения книг, рассматривания иллюстраций, просмотра телевизора, уместен цветовой дизайн и фитодизайн.

                                  — предназначена для творческих занятий детей по интересам   

                  (лепка, рисование, конструирование, различные виды ремесел).

                                  Может представлять собой выставку детских поделок и рисунков). Создание данной зоны помогает ребенку почувствовать свою значимость, повышает самооценку.

 

                                      — или зона развивающих игр, в которой размещены игры на           

                                         развитие сенсомоторных процессов, дидактические игры     развивающие познавательные процессы, шнуровки, мозаики, пазлы. Игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы.

 

            Правильно организованная  предметно – развивающая среда в старших группах детского сада и первоклассников в начальной школе позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Преемственность модели организации предметно – развивающей среды  способствует интеллектуальному развитию детей, побуждает к активной учебной деятельности, эмоционально положительному отношению к образовательным учреждениям.

 

3.Выступление на родительском собрании подготовительной группы с участием учителей на тему «Готовность ребенка к обучению в школе»

 

                                                              «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит                                     

                                                                                      уметь   читать, писать и считать.

                                                                Быть готовым к школе – значит быть

                                                                                      готовым всему этому научиться»

                                                                                                                             Л.А.Венгер

 

              Приоритетным направлением реализации преемственности дошкольной и начальной ступени образования выступает готовность дошкольника к обучению в школе.

 

                              Стандарт    дает  соответствующее определение  термина  готовность          

                                к школе – системное образование, рассматриваемое на трех уровнях:

                                морфофункциональном, психологическом и                                                                                                                                    образовательном, составляющих область потенциальных свойств, которые находят свои выражения непосредственно в результатах деятельности, знаниях, умениях, поступках , активности, эмоциональных переживаниях.

 

                                 Под морфофункциональной готовностью («школьной 

                                 зрелостью») обычно понимают уровень морфологического и функционального и физического развития, при котором  требование    систематического  обучения, различного рода нагрузки, новый режим жизни не будут чрезмерно обременительными для ребенка, не приведут к нарушению здоровья ребенка, срыву социально – психологической адаптации и снижению эффективности обучения. 

Основными показателями морфофункциональной готовности являются следующие:

  1. Состояние здоровья. Критерии: наличие (отсутствие) при обследовании хронических заболеваний, функциональное состояние основных органов, систем; устойчивость организма к возникновению хронических заболеваний; уровень развития, степень гармонизации всех систем организма.
  2. Развитие анализаторов. Критерии: функциональные возможности; отклонение от нормы.
  3. Нейродинамические свойства. Критерии: свойства нервной системы (скоростные характеристики уравновешенность, подвижность, динамичность и др.)
  4. Развитие речевого аппарата. Критерии: правильность произношения звуков; наличие дефектов речи.
  5. Развитие мышечного аппарата. Критерии: точность, координированность движений; зрительно – моторная координация кисти руки; развитие мелкой моторики пальцев.
  6. Способность – утомляемость. Критерий: способность выдерживать определенное время физические и интеллектуальные нагрузки

         По мнению специалистов, шести – семи летний возраст представляет собой важный переломный период в морфофункциональном развитии головного мозга, характеризующийся сложной перестройкой мозговой активности, проявлениями электрофизиологического феномена  в мозгу – так называемой «волны ожидания» ( Г.Уолтер).

         Современная физиология и психофизиологичесая наука установила, что рост и развитие детей протекают неравномерно и  зависят как от генетических таки средовых факторов. Вариации индивидуальных темпов развития в норме могут достигать одного года и более, что не является признаком каких либо опасных для здоровья отклонений в развитии, но требует повышенного внимания и специальных мер взрослых по формированию у таких детей устойчивой адаптации к изменяющихся условиям жизни и деятельности .

        Как указывает Г.Е. Гун, значительная часть детей, поступающих в первый класс, не соответствует по морфофункциональному развитию своему паспортному возрасту, имеет отклонения в состоянии здоровья, что снижает адаптационный потенциал детского организма и может быть причиной возникновения разного рода школьных трудностей.

         При стечении  неблагоприятных обстоятельств у детей может развиться «адаптационная болезнь», которая проявляется в быстрой утомляемости, низкой работоспособности ухудшения состояния здоровья, могут возникнуть сложности с учебой вплоть до стойкой неуспеваемости, нарушаются взаимоотношения со сверстниками и учителем.

Приход ребенка в школу сопряжен с более или менее продолжительной адаптацией. Помочь первокласснику одолеть  возникшие адаптационные трудности может педагог, в силах которого создание условий для быстрого и безболезненного вхождения ребенка в школьную жизнь. По статистике 20 -25 % школьников нуждаются  в психологической помощи в связи с адаптацией. Наиболее эффективно решить проблему дезадаптации к школьному обучению можно путем проведения профилактической работы с детьми старшего дошкольного возраста.

         Для воспитания полноценного здорового, спокойного ребенка необходимо очень многое: соблюдение распорядка дня, правил личной гигиены, рациональное питание, закаливание, оптимальная двигательная активность, создание  поддержание психологического комфорта. Взрослые должны понимать нужды и потребности ребенка, знать закономерности его роста и развития. Диагностика морфофункциональной готовности является важным фактором определения готовности детей к школе.

         Существующая практика определения готовности детей к обучению в школе, использующаяся в качестве критериев диагностики комплекс показателей, характеризующих в большей степени  запас имеющихся у детей сведений, знаний, операционных умений, не способна дать картину истинных особенностей детского развития. Эта диагностика, которая не в состоянии дать, по мысли Л.С. Выготского, позитивную характеристику ребенка определенного типа и уловить качественное своеобразие на данной стадии его развития. Анализ диагностических материалов позволит педагогам – практикам разработать индивидуальные адаптивные программы, выбрать оптимальные стратегии и тактики образования. Главным должно быть определение условий, наиболее благоприятствующих их дальнейшему развитию старшего дошкольника. Контроль за уровнем готовности детей к школе предполагает педагогическую коррекцию обнаруженных недочетов. Важны не различия в уровне готовности, а поиск путей более эффективного их выравнивания.

                            

                                   Важным компонентом психологической готовности             

                                   ребенка к школе является личностно – волевая готовность.

                                  Учебная деятельность требует произвольного внимания,

целенаправленного запоминания, умения контролировать свое поведение, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, организованности и т.д. В понятие нравственно – волевой готовности включаются  также те моральные качества, которые помогут ребенку  войти  в новый, школьный коллектив. Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности. При поступлении в начальную школу происходит  кардинальные изменения в статусе, образе жизни и деятельности детей, посещавших дошкольное образовательное учреждение.

 

 

                                                           « Школьное обучение никогда не начинается

                                                          с пустого места, а всегда опирается на                          

                                                          определенную стадию, проделанную ребенком»

                                                                                                               Л.С. Выготский

 

            Как отмечал еще Л.С. Выготский, сложность переходного периода от дошкольного к школьному детству заключается в том, что у ребенка есть уже основные предпосылки учения – произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т.д. Известный психолог Д.Б. Эльконин указывал, что дошкольники и младшие школьники  «мало чем отличаются между собой». «Школьник по существу», еще дошкольник, который переступая  порог школы, «несет с собой представления о ярком, интересном мире».  «Самое интересное» заключается в том, что ученики начальных классов еще не могут окончательно отойти от игровой деятельности: они овладевают учебной деятельностью как основной только к десяти года, т.е. к концу начального обучения. Поэтому считается, что дети дошкольного и младшего школьного возраста принадлежат к своеобразному единому периоду – детству.

Вместе с тем особенностью изменяющей социальной ситуации развития ребенка при переходе от дошкольного к школьному детству является, согласно исследованиям Л.И. Божович, осознанное отношение дошкольника к  тому месту, которое занимает и хочет занимать. Он хочет « быть взрослым», как сказал Д.Б. Эльконин, и осуществлять «общественно значимую деятельность», а не просто моделировать ее в игре. Проблема в том, что для ребенка дошкольника на этапе дошкольного детства оказались сформированы представления об основных векторах человеческих взаимоотношений в ролевой игре.

      Между тем, на этапе школьного детства ребенок должен стать «над ними», т.е. научиться видеть и анализировать формирование своих отношений с окружающими и ситуации морального выбора «со стороны», находя компромисс между собственной оценкой происходящих событий, мнением коллектива  и первого общественного авторитета – учителя. Ребенок в ситуации школьной жизни учится быть не кем – то другим, а учится быть собой. Поэтому данная стадия развития личности относится многими психологами ( Л.И. Божович, Д.Б. Фельдштейном и др.) к стадии социализации, а не адаптации,  как на этапе  дошкольного детства. Ребенок усваивает социальную позицию «Я в обществе». Это предполагает формирование у дошкольника готовности к принятию новой «социальной позиции» — положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. «Внутренняя позиция школьника» представляет собой «сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми» (Л.И. Божович), которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную).

      Она формируется благодаря тому,  в детском саду, дома начинается подготовка детей к школе и в итоге детский сад превращается если не в «маленькую школу», то в место, «где к ней готовят». Идет активное развитие мотивационной сферы, возникают новые мотивы поведения. Особую роль играют мотивы, побуждающие ребенка идти в школу. Среди них можно выделить следующие:

  • познавательный (учебный) мотив, восходящий непосредственно к познавательной потребности,
  • широкие социальные мотивы, основанные на принятии общественной необходимости учиться,
  • позиционный мотив, связанный со стремлением знать новое положение в отношениях с окружающим,
  • внешние по отношению к самой учебе мотивы, например подчинение требованиям взрослых,
  • игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую, учебную сферу,
  • мотив получения высокой оценки.

            В связи с этим основной целью непрерывного образования в рамках психологического подхода становится обеспечение плавного и безболезненного  перехода ребенка в школу, формирование внутренней позиции школьника с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителей.

                         

                                      Целевые ориентиры образовательной программы дошкольного дошкольного               образования выступают основаниями преемственно преемственности

                                      дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящее целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.     

         На современном этапе, в связи с введением Стандарта произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, т.е. сознательное  желание ребенка учиться, познавать что – то новое, опираться на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика