Программа по адаптации первоклассников в общеобразовательном учреждении с элементами сказкотерапии. Я-школьник!

Spread the love

Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов жизни ребенка. Приход ребенка в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных прежде всего с его предыдущим опытом, но который требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно долгое отсутствие подвижности, и , обязательно, появление новых, но не всегда желаемых обязанностей.

Адаптация в школе не у всех проходит безболезненно. Школьная дезадаптация – это стресс, соматические нарушения, высокая тревожность, страх перед школой.

Совместная работа учителей, родителей, школьного психолога способна снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Цель программы: помочь детям войти в школьную жизнь безболезненно, без вреда своему здоровью и пройти период адаптации к новым условиям, связанный с изменениями внешних обстоятельств и внутренних преобразований с помощью метода сказкотерапии.

Основные задачи программы:

  • организация процесса адаптации ребенка на начальном этапе школьного обучения с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • закрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желание учиться;
  • ознакомление детей с требованиями, которые ставит перед ними школа: правилами и культурой поведения в школе, режимом дня.
  • формирование социальных черт первоклассника, необходимых для преодоления дезадаптации в школе.

Программа рассчитана на детей 6-7 лет. Она предусматривает ребенком пройти период адаптации к новым условиям без последствий для психологического и физического здоровья с учетом его индивидуальных особенностей.

Основные направления программы.

Адаптация первоклассников проходит через:

  • социальный фактор;
  • морально-этический фактор;
  • эмоциональный фактор..

Порядок организации работы :

  • группы формируются из детей 6-7-летнего возраста;
  • продолжительность программы 1-1,5 месяцев;
  • численность группы зависит от количества детей в классе;
  • режим занятий: 1 раз в неделю по 35 минут.

Ведущий метод работы с учениками 1-х классов – это игра. Этот тип деятельности является ведущим в работе с первоклассниками.

Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

Ожидаемый результат:

  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • умение осуществить самоконтроль за поведением, навыки общения со взрослыми и сверстниками;
  • усвоение морально-этических норм поведения ученика;
  • формирование у первоклассников готовности к систематическому обучению и высокого уровня мотивации.

 

 

 

 

№ п/п Тема занятия Цель занятия Время
1.  

„Знакомство”

 

Цель: оказать помощь детям быстрее познакомиться друг с другом и взрослыми, осознать себя как личность.  

 

35 мин.

2.  

„ Добрый день, школа!”

 

Цель: ознакомить детей с правилами поведения в школе: на перемене и уроках, практическим использованием своих знаний, определить у детей школьную мотивацию.  

 

 

35 мин.

3.  

„Моя семья”

Цель: осмысления значения семьи для ребенка и роли семейного окружения как источника поддержки, общие интересы в семье, традиции.  

35 мин.

4.  

„Мои емоции”

 

Цель: учить детей различать и понимать эмоциональные состояния, воспитывать приветливость и искренность, сопереживать близким и друзьям.  

 

 

35 мин.

5.  

„Волшебные слова”

 

Цель: воспитывать культуру поведения, вызвать желание соблюдать правила поведения, использовать в общении „волшебные” слова: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «извините пожалуйста» и др., развивать умение свободно излагать свои мысли.  

 

 

 

 

35 мин.

6.  

„Нравится – не нравится”

Цель: предоставить ребенку возможность выразить свой гнев; показать различия между чувством гнева и агрессивным поведением, подвести ребенка к мысли о том, что гнев – это норма, и одновременно показать способы контроля агрессивного поведения; научить детей узнавать возникшее чувство гнева по телесным признакам; научить детей чувствовать уровень личной раздражительности и в зависимости от этого выбирать те или иные средства контроля над гневом.  

 

35 мин.

7.  

«Я — часть класс»

Цель: снижение тревожности, достижение внутренней групповой сплоченности, осмысление своего персонального «Я» как часть одного целого – класса.  

35 мин.

 

Занятие 1. „Знакомство”

Цель: оказать помощь детям быстрее познакомиться друг с другом и взрослыми, осознать себя как личность.

Ход занятия.

1.Беседа.

Психолог называет свое имя, специальность и объясняет, кто он и чем занимается психолог. Объясняет, для чего проводятся данные занятия. Обобщая рассказ, он подчеркивает важность мыслей каждого ребенка. Психолог сообщает детям, что он в дальнейшем поможет им развить память, внимание, научить мыслить.

2.Упражнение „ Карандаши” (выполняется за партами).

— Посмотрите, что у меня в руках? (карандаши). Чем они отличаются?

(длиной, цветом, остротой, формой). Чем похожи мы с вами на эти карандаши? (разные по росту, цвету волос, характеру…). Если положить карандаши в коробку, то они будут напоминать нам наш класс. А теперь подумайте, каким цветком вы будите и представьте, что все цветы растут на большом лугу. Возьмите карандаши, нарисуйте цветок. По первому сигналу все цветы должны поселиться на лугу, за вторым сигналом – на своих стульчиках.

А теперь давайте соберем все цветы в букет и „посадим” (разложить на столе или на полу) – получим красивый, яркий луг.

Психолог предлагает присесть около своего цветка и послушать сказку.

  1. Сказкотерапия. „Смешные страхи ”.

Вот и первое сентября. Каждому ученику эта дата знакома – идем дружно в школу! А для первоклассников – это особенный день: день знакомства со школой, с учителем, с классом.

Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, теплый ветерок гонит их в дороге. Аккуратные, красивые, с настоящими портфелями и с яркими букетами цветов приближались они к Лесной школе.

Возле школы их встречал учитель — Еж. Он внимательно рассматривал каждого ученика и добродушно улыбался. Букеты ему очень понравились, Еж оценил старания учащихся. «Спасибо!» – говорил учитель, и его глаза засияли веселыми огоньками.

Сорока шумно приветствовала учеников звонком, эхо от которого разлетелось по всему лесу.

— Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! – торжественно произнес Еж. Первоклассники осторожно шагали за учителем, но, увидев светлый класс, осмотрелись, и смело нашли себе подходящее место.

— На первом уроке сегодня мы будем знакомиться, — спокойно сказал Еж. – Вы скажете, как ваше имя, чем любите заниматься.

Каждый из учеников рассказал про свои самые любимые игры, мультфильмы, книги и даже про свои любимые сладости. Только Зайчик ничего не рассказал. Он сжался в комочек и спрятался за парту так, что только дрожащие ушки выглядывали. Еж не сразу обратился к нему, подождал, пока во ученики выскажутся.

— А как тебя зовут? И чем ты любишь заниматься? – раздалось над заячьим ушком.

— Я? Не-не-не знаю! — дрожащим голосом прошептал Зайчик.

— Кто тебя так напугал? — забеспокоился учитель.

— Бра-братишка… — ответил Зайчик. — он сказал, что в школе меня проучат как следует, да еще будут наказывать палкой и хворостинками.

Все первоклассники рассмеялись.

— А что еще рассказал твой братишка про школу? — продолжал спрашивать Еж.

— Он говорил… — уже смелее говорил Зайчик, — что у вас очень острые иголки и что невежливых учеников вы больно ими колите. Ёж, все ученики и даже сам Зайчик дружно улыбались.

— Да, твой братишка — фантазер! — с улыбкой ответил с улыбкой учитель. — Видимо, ему не хотелось, чтобы ты шел в школу, потому что не с кем будет играть. Вот он и придумал эти страшилки.

— Наверное… — уже спокойно ответил Зайчик, — еще он обиделся на меня за то, что я научился лучше него прыгать и бегать.

— А ты любишь бегать и прыгать? — переспросил учитель.

— Очень! — радостно ответил Зайчик.

— Очень хорошо! Значит, ты будешь на физкультуре лучшим учеником! А на перерыве поможешь организовывать игры для отдыха.

После этих слов учителя прозвенел звонок с урока, и Еж пригласил детей в коридор отдохнуть.

Первоклассники с улыбкой выходили из класса, а Зайка уверенно шагал впереди всех.

Психолог предлагает ученикам тоже познакомиться

  1. Упражнение „ Давай познакомимся”.

Дети сидят полукругом на стульях. Один стул стоит посередине. Дети по очереди садятся на стульчик, называют свое имя, фамилию, что они любят. Когда все дети представятся, психолог благодарит всех за участие в упражнении.

  1. Упражнение „” Придумай правила занятий”.

Для того, чтобы наши занятия проходили интересно и была дисциплина, психолог предлагает ученикам правила занятий. С этих правил будут начинаться все последующие занятия.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ:

— в школе можно улыбаться и веселиться;

— нельзя ссориться и совершать драки;

— надо слышать и слушать.

Если дети согласны с предложенными правилами, то они хлопают в ладоши.

  1. Домашнее задание.

Ребенок должен вместе с родителями нарисовать цветок. Посередине написать имя и фамилию ребенка, на лепестках – как ласково и нежно родители называют своего ребенка.

  1. Рефлексия.

Психолог предлагает  первоклассникам взять бумажную лесенку (7 ступенек — по количеству занятий). Предлагает наклеить каждому по одному смайлику на первую ступеньку. Смайлик должен быть с такими же эмоциями, как у ребенка.

 

Занятие 2. „Добрый день, школа!”

 

Цель: ознакомить детей с правилами поведения в школе: на перемене и уроках, практическим использованием своих знаний, определить у детей школьную мотивацию.

Ход занятия.

  1. Упражнение „” Правила занятий”.

В начале занятия психолог предлагает ученикам вспомнить правила поведения, принятые на первом занятии.

Повторяются правила:

— в школе можно улыбаться и веселиться;

— нельзя ссориться и совершать драки;

— надо слышать и слушать.

  1. Разминка „Ассоциации”.

— Какие слова вам хочется сказать, когда я произношу слово „школа”? (ученик, парта, учитель, книга, тетрадь, урок).

3.Дискуссия „ Для чего нужно учиться?”

Ознакомить с этапами  обучения и главную цель.

— Для чего мы приходим в школу?

(Чтобы учиться).

— Зачем нам знания?

(Чтобы получить профессию…).

Составление логического мостика дает возможность формировать познавательную мотивацию.

  1. Сказкотерапия «Создание Лесной школы».

Психолог предлагает послушать сказку о Лесной школе и уже знакомых на первом уроке животных.

Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе.

Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ежик и сам не знал: может быть, какой-то школьник принес его для «живого уголка» еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда вспоминал школьные звонки, теплые руки детей, вкусные угощенья и уроки…

Очень нравилось Ежику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ежик учился читать, писать, считать, изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось: бегает Ежик, радуется жизни. А Ежик мечтал…

И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе.

Вот Ежик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу, в которой будут учиться зайчата, лисята, волчата, мышата и другие зверята. Учитель-Еж готовил класс к приему первоклассников. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебники — книжки с картинками, которые помогут научить писать, считать.

Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик.
— Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? — спросил у Сороки Сторож-Крот.

— Ведь в школе не играют, а учатся!
Сорока важно ответила:
— Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки.
— А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! — удивился Крот.
— Эх, ты ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок — значит, пора на урок. А если на уроке звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! — затрещала Сорока.
— Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок?
— Да, только не побегут, а подойдут к столикам, будут ждать начала урока, — ответила Сорока.
— Это верно! — подхватил Еж. — Именно так делают настоящие школьники.
— Так наши ребята — зверята могут и не знать эти правила? — заволновался Крот.
— Придут в школу и узнают! — вновь затрещала Сорока.
— Да, — подтвердил Еж, — узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать и многое другое.

Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели своей желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают.
— Пора, пора! — объявляет всему лесу клен.
— В школу, в школу! — шепчет березка.

4.Беседа на тему „ Что такое урок?”.

— Как можно показать, что ты готов к уроку? Давайте покажем, как мы умеем выполнять это правило.

Проигрывание ситуаций. Что нужно сделать, когда:

— учитель входит в класс;

— хочешь что-то сказать;

— кто-то опаздывает на урок.

5.Упражнение „Внимателен ли я?”

На уроке нужно быть очень внимательным. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем в игру. Закройте глаза, положите голову на парту. У кого сосед по парте имеет светлый цвет волоса? Поднимите руку с закрытыми глазами. Откройте глаза и проверьте себя. У кого сосед по парте имеет белую рубашку? У кого сосед по парте имеет красный портфель?…

  1. Домашнее задание.

Ребенок должен самостоятельно нарисовать рисунок на тему „Моя школа”.

  1. Рефлексия.

Психолог предлагает  первоклассникам взять свою бумажную лесенку (7 ступенек — по количеству занятий). Предлагает наклеить каждому по одному смайлику на вторую ступеньку. Смайлик должен быть с такими же эмоциями, как у ребенка.

Психолог заканчивает занятие словами:

— Звонко звонит наш звонок

И закончился урок.

 

Занятие 3. „Моя семья”.

Цель: осмысления значения семьи для ребенка и роли семейного окружения как источника поддержки, общие интересы в семье, традиции.

Ход занятия.

  1. Упражнение „Правила занятий”.

В начале занятия повторяются правила:

— в школе можно улыбаться и веселиться;

— нельзя ссориться и совершать драки;

— надо слышать и слушать.

  1. Беседа „ Я и моя семья”.

Каждый ребенок имеет семью. Но у одних детей она большая, а у других – маленькая. Дети рассказывают, как зовут родителей, остальных членов семьи, кто и чем любит заниматься.

  1. Игра „Поднимите картинку те, у кого…”

Каждому ученику предоставлен набор картинок «Семья».  По условиям игры предлагают поднять картинку. На картинке изображения членов семьи. Например: если просят поднять картинку тех учеников, у кого есть старшая сестра, то картинку с изображением старшей сестры поднимают те  дети, у кого есть старшая сестра.

Поднимите картинку те, у кого есть…

— есть старший брат,

— младшая сестра,

— младший брат,

— старшая сестра,

— есть и брат, и сестра,

— дедушка и бабушка живут вместе с вами,

— дедушка и бабушка живут в селе и др.

  1. Сказкотерапия «Одиночество Пушистика».

Психолог проводит беседу о любви и уважении между членами семьи и предлагает детям послушать сказку.

Однажды маленький зайчонок Пушистик сидел в одиночестве в своей комнате и скучал. Папа с утра ушёл на работу, а мама занималась домашними делами и не могла поиграть с сыночком. Пушистику очень не хватало внимания родителей, ему казалось, что они совсем мало уделяют ему времени, занимаясь своими делами. Вдруг малышу пришла в голову печальная мысль: наверное, он просто никому не нужен! Раз так, значит, ему нужно уйти из дома и не мешать никому заниматься своими делами!.. С этими мыслями Пушистик потихоньку ускользнул из дому.
Долго бродил по лесу маленький зайчонок, устал и проголодался. Всё чаще его стала посещать мысль: а правильно ли он поступил, будут ли огорчаться папа и мама, когда обнаружат его исчезновение?.. Пушистик присел на пенёк отдохнуть и расплакался от обиды.

Тут из-под пенька выскочил лягушонок:
— Ква-ква, что это за влажность в нашем лесу появилась, ведь дождик уже давно к нам не заглядывал!
Обрадовался зайчонок появлению лягушонка: всё-таки уже не один в этом огромном лесу. Малыши разговорились, и Пушистик стал расспрашивать лягушонка о том, что больно жгло его сердце:
— Скажи мне, не чувствуешь ли ты себя ненужным своим родителям, когда они с утра до вечера заняты только своими делами и уделяют тебе совсем мало внимания?
Лягушонок даже не раздумывал над этим серьёзным вопросом, а сразу засмеялся:
— Ква-ха-ха, ква-ха-ха, а кто же будет заниматься этими самыми важными делами, как ни папа и мама? Папа каждый день уходит на работу, чтобы к вечеру принести целый мешочек всяких вкусностей, а мама с утра до вечера ухаживает за моими маленькими братьями и сестрёнками, убирает в доме и готовит нам еду! Думаешь, было бы лучше, если бы они целыми днями играли с нами и перестали нас кормить и заботиться о нашем доме? Ква-ха-ха, ква-ха-ха!
Пушистику стало обидно, что лягушонок смеётся над его одиночеством, но чувствовалось, что его новый друг рассуждает разумно. Теперь сердце зайчонка стало переживать за папу и маму: вдруг они действительно любят его и уже давно ждут, волнуются, а он, глупый, бродит по лесу и ищет себе другой дом!
Попрощавшись с лягушонком, маленький зайчонок долго плутал, пытаясь найти тропинку к своему дому, ведь он забрёл совсем в незнакомую ему часть леса, но когда уже стало темнеть, Пушистик увидел родные места и, дрожа от волнения, побежал скорее. Во дворе своего дома он увидел заплаканную маму, которая уже не знала: к кому обратиться в поисках своего сыночка. Оказывается, папа уже обошёл всех друзей Пушистика и теперь бродил по лесу с фонариком, пытаясь отыскать пропажу. Малыш бросился в объятия мамочки и стал просить прощения, обливаясь слезами, а мама, взяв его на ручки, понесла в дом, приговаривая:
— Родной мой, единственный, как же ты напугал нас, как же мы любим тебя…
Засыпая в своей тёплой постельке, Пушистик думал о том, что нужно будет обязательно постараться приносить своим родителям только радость, чтобы больше никогда не видеть их переживаний и слёз. «Ведь они у меня самые лучшие», — уже сквозь сон решил зайчонок…
Автор:  Наталья Хурс   http://skazochka.blogspot.ru

Психолог заканчивает сказку словами:

Бабушка и дедушка,
Мамочка и папочка,
Две сестренки старшие
И котенок-лапочка.
И еще, конечно, я.
Очень дружная семья!

 

  1. Упражнение «Я — цветок».

После первого занятия, как домашнее задание, первоклассники вместе с родителями нарисовали цветок. Посередине написано его имя и фамилия, на лепестках – как ласково и нежно родители называют своего ребенка. На доске размещаются все «Я-цветы». Психолог, по очереди, зачитывает написанные имена (ласковые)  на лепестках цветов.

  1. Домашнее задание.

Ученик самостоятельно рисует  на листе А- 4 на тему „ Моя семья”.

  1. Рефлексия.

Психолог предлагает  первоклассникам взять свою бумажную лесенку (7 ступенек — по количеству занятий). Предлагает наклеить каждому по одному смайлику на третью ступеньку. Смайлик должен быть с такими же эмоциями, как у ребенка.

 

Занятие 4. „Мои эмоции”.

Цель: учить детей различать и понимать эмоциональные состояния, воспитывать

радушие и искренность, сопереживать близким и друзьям.

Ход занятия.

  1. Упражнение „Правила занятий”.

В начале занятия повторяются правила:

— в школе можно улыбаться и веселиться;

— нельзя ссориться и совершать драки;

— надо слышать и слушать.

  1. Упражнение „Угадай мое настроение”.

Каждому ребенку раздаются по четыре картинки с изображением лиц детей с разным  эмоциональным состоянием: радости, печали, удивления, изумления.

— Покажите карточку, на которой ребенок имеет радостное лицо. Как вы догадались? А когда у вас бывает плохое настроение?

По очереди дети разбирают все карточки. Для проверки своих знаний психолог показывает карточку с правильным ответом.

  1. Сказкатерапия «Путешествие в страну чувств».

Далеко-далеко за морями-океанами есть сказочная Страна чувств. Ее хозяйка— Королева. У Королевы есть слуги-чувства: Мера, Радость, Удовольствие, Злость, Страх, Грусть, Удивление, Вина и Обида. Все слуги-чувства живут в своих дворцовых покоях и посещают Королеву. Однажды Королева отправилась в далекую страну, чтобы навестить свою подругу. А слуги-чувства расселились по разным дворцам, и каждый хотел быть главным. Поэтому в  каждом дворце проходила своя жизнь. Из дворца Радости все время был слышен веселый смех. Все слуги-чувства бегали по дворцовым покоям, хлопали в ладоши, играли в салочки, танцевали.

В другом дворце шли настоящие сражения. Все слуги-чувства ходили хмурые, в их глазах горели злые огоньки. Они то и дело пытались подставить друг другу подножку, укусить, ущипнуть или закидать помидорами. А перед заходом солнца все слуги-чувства этого дворца собирались в одном большом покое и колотили друг друга подушками. Поэтому все вокруг было в перьях. И каждый день они только и думали о том, как устроить большое сражение со всеми слугами-чувствами. Это был дворец Злости.

Один дворец выглядел пустынным, казалось, все жители покинули его навсегда. Но вдруг показался один житель. Он быстро бежал и все время оглядывался вокруг. Казалось, что он от кого-то убегал. Едва этот житель заметил другого, как оба широко открыли глаза и рот, и казалось, они вот-вот закричат. Жители резко повернулись и убежали друг от друга. Да, это был дворец Страха.

А во дворце Грусти придворные слуги то и дело грустили: по белым снежинкам, по ароматной землянике, по съеденному мороженому и еще много-много о чем. Тоска зеленая, да и только!

Во дворце Удовольствия изо дня в день слуги-чувства лежали на мягких пушистых ковриках и нежились в лучах солнца. Их глаза были закрыты, подбородок расслаблен, руки и ноги казались ватными.

Во дворце Удивления слуги-чувства не переставали удивляться всему подряд: какая яркая луна на небе, почему в соседнем королевстве все жители маленького роста?! Они разводили руками, широко открывали глаза, поднимали брови и округляли рот.

Еще в одном дворце слуги-чувства хмурились и плакали от обиды. От этого у них стали опухать глаза, нос, губы. Они ни с кем не играли, не разговаривали, только и делали, что сменяли мокрые от слез платочки на сухие. Это был дворец Вины и Обиды.

И так день за днем проходила жизнь сказочной страны. Казалось, здесь никогда не будет порядка. Все слуги-чувства забыли про Меру. Жители сказочных дворцов так устали только радоваться, злиться, грустить, удивляться, бояться и обижаться, что стали терять силы. Тогда Мера послала письмо Королеве, чтобы она срочно возвращалась в свое королевство. Когда Королева вернулась, в стране воцарился прежний порядок. Потому что Королева знала секрет, как вернуть всем слугам-чувствам их важное качество — Меру. С тех пор Королева не оставляет своих слуг-чувств одних в Королевстве.

  1. Упражнение „ Какой по цвету?”. Работа с карточками.

Психолог предлагает детям карточки с изображением смайликов, которые отображают разные человеческие эмоции.

— Какие цвета вы знаете? Через цвет человек может выразить свое настроение. Когда человеку радостно, он доволен, каким цветом это можно нарисовать? ( светлые цвета: желтый, розовый, голубой, зеленый, белый). Когда человеку грустно, каким цветом мы рисуем? ( черный, синий, серый, коричневый).

Задание: каждый смайлик зарисовать цветом, который соответствует данному настроению человека.

  1. Домашнее задание.

Ученикам предлагается самостоятельно нарисовать свое любимое время года.

  1. Рефлексия.

Психолог предлагает  первоклассникам взять свою бумажную лесенку (7 ступенек — по количеству занятий). Предлагает наклеить каждому по одному смайлику на четвертую ступеньку. Смайлик должен быть с такими же эмоциями, как у ребенка.

 

Занятие 5. „Волшебные слова”.

Цель: воспитывать культуру поведения, вызвать желание выполнять

правила поведения, использовать в общении „волшебные” слова:

добрый день, до свидания, спасибо, пожалуйста, извините пожалуйста и

др., развивать умение свободно излагать свои мысли.

Ход занятия.

  1. Упражнение „Правила занятий”.

В начале занятия повторяются правила:

— в школе можно улыбаться и веселиться;

— нельзя ссориться и совершать драки;

— надо слышать и слушать.

  1. Беседа «Добрый день!»

— Добрый день! –

Человеку говоришь ты.

— Добрый день! –

Отвечает он тебе.

Наверное он не пойдет в аптеку

Здоровым будет он многие лета.

Когда люди говорят: „ желаю здравствовать”, они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с приветствия. Какие слова приветствия вы знаете? А еще как можно поздороваться? (Кивнуть головой, помахать рукой, пожать руку).

Предложите детям поздороваться друг с другом. Чье поздравление понравилось больше всего? Почему?

  1. Сказкатерапия «Сказка о волшебных словах»

Однажды, когда в мире ещё не было волшебных слов, в одном селе жил милый мальчик. Звали его Алёша. Характер у него был хороший, очень добрый. У Алёши были ясные голубые глаза, светлые волосы. Жил он с мамой, папой и верным другом – псом Витязем. Жили неплохо, в небольшом уютном домике, вокруг которого раскинулся прекрасный сад.
Но не всё так хорошо было в те времена. Люди вокруг были грубыми, злыми и невоспитанными. И Алёша решил изменить этот недобрый мир. Он придумал волшебные слова «спасибо», «пожалуйста», «извините», «здравствуйте», «с добрым утром», «до свидания», «спокойной ночи» и хотел пустить их по миру. Но злой колдун украл волшебные слова и спрятал от людей.

Алёше приснился вещий сон о беде, случившейся со словами. Слова были заперты далеко – далеко у подножья высокой горы в тёмной пещере. Проснувшись, мальчик собрался в дальнюю дорогу. Положил в сумку еду, верёвку и связку старых ненужных ключей.
Первым препятствием на его пути была речка. Шумная и глубокая. Алёша привязал верёвку к растущему на берегу дереву и без труда перепрыгнул речку. Долго он шёл, прежде чем добрался до высокой горы. Путь был нелёгким, но желание мальчика сделать мир добрым было настолько велико, что он преодолел все препятствия на своём пути.
И тут он увидел пещеру, ту самую, что приснилась ему во сне. Но вход в пещеру был окован тяжёлыми цепями с огромным замком. Алёша стал подбирать подходящий ключ. Он перебрал все ключи, но ни один не подошёл. Ни один! Мальчик заплакал от бессилия. Он пытался разорвать тяжёлые оковы, но сил ему явно не хватало. Ведь он был ещё ребёнком.
И тут вдруг в голову пришла замечательная идея: а что, если со злом бороться добром? Алёша вежливо попросил замок «пожалуйста» открыться и пропустить его в пещеру. И, о чудо! Цепи упали к Алёшиным ногам. Вход был свободен!
Волшебные слова стремительно вылетели из темной пещеры и понеслись по свету.
Вскоре мир совсем изменился. Ведь волшебные слова – это вовсе не слова, а ключик к человеческой душе. Произнесёшь их, и сразу двери отворяются. Поэтому пусть чаще они повсюду повторяются!

  1. Упражнение „ Волшебные слова”.

Игра проводится со всеми детьми. Ученики делятся на две группы. Работа в парах.

Попроси,… используя «волшебное слово»:

— игрушку,

— сесть на стул,

— застегнуть пуговицу,

— угостить яблоком.

В каких случаях мы говорим: „ Спасибо”.

Если ты случайно толкнул друга, какое используя «волшебное слово».

С кем можно здороваться, а с кем нет: дома, в школе, на улице?

Вспомните, пожалуйста, случаи, когда вам помогли „ волшебные слова”.

  1. Домашнее задание.

Сделай своими руками поделку. Можно попросить о помощи родителей, сестру или брата. Но не забудь использовать «волшебные слова».

  1. Рефлексия.

Психолог предлагает  первоклассникам взять свою бумажную лесенку (7 ступенек — по количеству занятий). Предлагает наклеить каждому по одному смайлику на пятую ступеньку. Смайлик должен быть с такими же эмоциями, как у ребенка.

Психолог заканчивает занятие словами:

Слова „ До свидания!”, „ Спасибо!”, „ Простите!”

Щедро дарите.

Дарите знакомым, друзьям и прохожим

В автобусе , в парке, и в школе, и дома.

Слова эти очень важны,

Они, как воздух человеку нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

 

Занятие 6. „Нравится – не нравится”.

Цель: предоставить ребенку возможность выразить свой гнев; показать различия между чувством гнева и агрессивным поведением, подвести ребенка к мысли о том, что гнев – это норма, и одновременно показать способы контроля агрессивного поведения; научить детей узнавать возникшее чувство гнева по телесным признакам; научить детей чувствовать уровень личной раздражительности и в зависимости от этого выбирать те или иные средства контроля над гневом.

Материал: для изготовления „ мешочек гнева ” требуются: резиновые надувные шарики ( не надутые, на каждого ребенка); крупа рисовая,  перловая, или песок ( примерно по 100 г на ребенка); воронка для засыпания крупы в резиновые шарики ( 3-4 штуки на группу).

Ход занятия.

  1. Упражнение „Правила занятий”.

В начале занятия повторяются правила:

— в школе можно улыбаться и веселиться;

— нельзя ссориться и совершать драки;

— надо слышать и слушать.

  1. Упражнение «Мне не нравится…».

Психолог: Что нам приходит на ум, когда мы говорим: „ Мне не нравится, меня раздражает, я злюсь ?”

Ведущий передает мяч каждому ребенку и говорит начало предложения „ Мне не нравится…”( или „ Я злюсь, когда…”, или „ Меня раздражает…”). Ребенок бросает мяч ведущему, завершая предложение.

3.Беседа” Что такое гнев?”

Психолог:

-Дети, где живет гнев? Где в нашем теле возникает злость, раздражение, гнев? Покажите, пожалуйста.

Гнев, злость, раздраженность испытывает каждый человек, и взрослый, я, ваши родители, вы. Это нормально. Потому что гнев – это чувство. Оно нам для чего-то нужно. Зачем? Как вы думаете?

Необходимо выслушать ответы детей. Помочь им понять, что гнев защищает человека, если кто-то пытается ее унизить или цепляет его ценности. Чувство гнева, мобилизует силы. Если преодолеешь ощущение – оно пройдет. А если нет – оно затянет тебя. Где – кто думает, что хорошие люди не испытывают такого„ плохого” настроения , как гнев. Это неверно. Есть люди, которые умеют преодолевать гнев, но есть те, которые становятся слугами гнева. Тогда они начинают творить плохие вещи. Агрессивно себя вести. Как это, как вы думаете?

Выслушать рассказы детей, комментируя, что такое чувства и поведение.

  1. Сказкотерапия «Львенок в школе». (сказка Разиды Ткач).

В одном лесу жила семья львов: папа, мама и два львенка, один постарше, другой помладше. Львиная семья была дружная и в лесу уважаемая. Все звери в лесу ценили льва-отца за мудрость и смелость. Маму-львицу любили за ее доброту и мягкость. Старшего львенка уважали за спокойный нрав и выдержку. А младшего львенка еще полюбить не успели, потому что он по лесу один не гулял и с другими лесными жителями общался редко.

Пришло время младшему львенку идти в школу.

— Наконец-то другие зверята узнают и полюбят меня как папу, маму и брата, — мечтал маленький львенок, — пойду в школу и заставлю всех себя уважать.

С первого дня в школе львенок добивался уважения одноклассников. Бросит в белочку шишку и спрашивает: «Кто самый меткий? Кто самый сильный?» Повалит на землю медвежонка и радуется: «Я — самый ловкий, я — самый сильный». Ударит слоненка книжкой по голове и кричит от восторга: «И тебя победил. Я в классе самый сильный».

Прошло две недели, только никто из одноклассников не хотел с львенком дружить. Грустно стало львенку, пришел он домой и спрашивает старшего брата: Почему никто со мной не дружит? Почему звери меня не уважают, как тебя? Молчит старший брат. Спокойно наблюдает из-за куста за молодым козленком, который на полянке пасется. А маленький львенок все вокруг брата бегает, то за ухо укусит, то за хвост потянет: — Скажи, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей! — Царская сила не в том, чтобы кулаками размахивать да одноклассников обижать. Царская сила в выдержке и в спокойствии. Вот ты бегаешь вокруг меня, мелькаешь перед глазами, как суетливая муха, а я глаз не отвожу от козленка. Сила моя в выдержке и в спокойствии. За то меня другие звери уважают, что ни на кого напрасно не кидаюсь. Послушал маленький львенок старшего брата и пошел к маме-львице: — Скажи, мама, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей! Обняла львица своего сыночка, лизнула его нежно и шепнула на ушко: — Любимый мой котенок, ты же нежный и ласковый. Сила твоя царская в доброте. Если будешь к другим зверятам внимательным и добрым, они все с тобой дружить захотят. Маленький львенок для себя уже решил: «Буду спокойным и сдержанным, буду добрым и внимательным». Но вдруг задумался: «А для чего мне тогда царская сила?» С этим вопросом маленький львенок побежал к отцу. — Сказал мне старший брат, что сила царская в выдержке и спокойствии. Мама сказала, что моя сила в доброте. А для чего мне тогда царская сила, для чего мне мускулы, когти и острые зубы? — спрашивает львенок отца. Посмотрел царь зверей на своего сына, положил тяжелую львиную лапу ему на плечо и мягким голосом произнес: — Правы и мама, и брат. Сила царская нужна не для того, чтобы других зверят обижать. Будешь спокойным и добрым, одноклассники тебя полюбят и будут с тобой дружить. А мускулы нужны, чтобы выигрывать спортивные соревнования. А когти и острые зубы необходимы, чтобы защищать младших и слабых. Обрадовался львенок, что раскрылась ему царская тайна. Он знал, теперь у него обязательно будут друзья, а одноклассники будут его уважать и любить, как все звери в лесу уважают и любят папу, маму и брата.

  1. Упражнение” Мешочек гнева”.

Желаете ли вы быть слугой гнева? Может, попробуем научиться управлять гневом? Для этого, прежде всего, необходимо знать о чувстве гнева.

Психолог рисует на доске мишень, берет в руки мешочек гнева и говорит, что слабый гнев – это раздражение. При этом сильно бросает мешочек в мишень со словами: „ Я немножко разозлился, когда…”, дети вспоминают, когда они были очень раздражены, затем поочередно делают то же, вспоминая ситуацию.

Затем со словами: „ Я разозлился сильнее, когда…”, мешочек бросают с большой силой.

Далее попросить детей вспомнить, когда они были возбуждены больше, чем первый раз, и бросить мешочек сильнее.

В конце, произнося: „ Я разозлился очень сильно, когда…”, психолог бросает мешочек со всей силы. Можно сопровождать движения звуком на выдохе. Например, „ Ха-а!”. Пусть дети, говоря о своем сильном раздражении бросают мешочек, сопровождая движение звуком.

Далее дети берут шарики, с помощью воронки наполняют их крупой или песком. Мешочек должен помещаться в детский кулак, конец шарики завязать на узел. Детям помогает психолог.

Сейчас каждый ребенок может выполнить это упражнение со своим шариком. С помощью этого шарика вы дома можете контролировать свой гнев. Также мешочек можно мять в руках, когда очень раздражен. Его легко носить с собой.

  1. Домашнее задание.

Выполнить  упражнение со своим шариком с крупой, которое позволяет контролировать свой гнев.  Для этого дома можно сделать мишень из листа картона и повесить ее на стену, договорившись об этом с родителями. Предупредите родителей, что мешочком можно бить только мишень. Желательно убрать предметы, которые бьются.

  1. Рефлексия.

Психолог предлагает  первоклассникам взять свою бумажную лесенку (7 ступенек — по количеству занятий). Предлагает наклеить каждому по одному смайлику на шестую ступеньку. Смайлик должен быть с такими же эмоциями, как у ребенка.

 

Занятие 7. «Я – часть класса!».

Цель: снижение тревожности, достижение внутренне групповой сплоченности, осмысление своего персонального „Я” как часть одного целого – класса.

Ход занятия.

  1. Упражнение „Правила занятий”.

В начале занятия повторяются правила:

— в школе можно улыбаться и веселиться;

— нельзя ссориться и совершать драки;

— надо слышать и слушать.

  1. Игра «Я, Ты, Он, Она – первоклассников семья!»

Психолог обращает внимание первоклассников на то, что последнее занятие будет необычным. Всему классу предстоит пройти испытание. Задания во время испытания выполняются всеми участниками. Сегодня на занятии мы будем учиться работать дружно, когда надо будет выполнять задания не в одиночку, а с кем-то из ребят. Чтобы работать вместе без ссор и обид, чтобы все получалось и радовало, надо помнить несколько важных правил. Во-первых, надо говорить по очереди, не перебивать друг друга.

Во-вторых, внимательно слушайте того, кто говорит. В-третьих, если то, что вам говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять. Об этих правилах будет напоминать такой знак (психолог  показывает детям смайлик «хмурое лицо»).

Задание 1. «Разыскивается…».

— Посмотрите,  в нашем классе есть доска объявлений, на которой размещена информация о потерявшихся ребятах. Но вот, что интересно: все эти ребята находятся в нашем классе! Вам надо только внимательно посмотреть вокруг и найти того, о ком эта информация. Итак, внимание- внимание! Разыскивается девочка. У неё темные волосы, серые
глаза, черная юбка, на столе перед ней лежит белая папка… Кто же это?». Если дети не могут угадать, учитель дает все более конкретное описание: с какой буквы начинается его имя, за какой партой он сидит и т. д. Если, угадывая, дети кричат с места, вскакивают и т.п., то важно напомнить правило поведения во время урока, показав на соответствующий знак. Таким образом, учитель «ищет» 5-6 учеников, описывая их внешность, одежду, вещи, которые лежат перед ними. Желательны также «приметы-комплименты»: «У этой девочки веселая улыбка. У этого мальчика очень сосредоточенный вид и т. д.».

Задание 2. Игра «Найди пару и разрисуй»

Играть надо вдвоем. Я попрошу объединиться в пары соседей по
парте. Возьмите на двоих один набор карандашей. (Учитель
раздает каждой паре  учеников вырезанный шаблон предметов). Перед каждым из вас лежит рисунок варежки, носка, шапки… Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. Вы должны найти пару своему предмету и договориться друг с другом, как вы будете украшать эти предметы. Каждый из вас будет раскрашивать свой шаблон, но узоры двух предметов должны получиться красивые и одинаковые. Вам понятно задание? Тогда
можете начинать работать». По окончанию выполнения задания психолог просит каждую пару поднять шаблон предмета и предлагает ребятам рассмотреть. Нужно обратить внимание  на те шаблоны, где
узоры получились особенно похожие и интересные.

Задание 3. Сказкотерапия «Что в портфеле?»

Белочка целый вечер наводила порядок. Она перебирала школьные предметы и распределяла их по отделениям. Когда из портфеля ей удавалось извлечь игрушку или что-нибудь веселенькое, то Белочка забывала о своем серьезном деле и увлекалась игрой. Потом она вновь возвращалась к скучному занятию, но скоро ей это надоело, она с раздражением бросила портфель и воскликнула:
— Все, не хочу больше такого порядка! Пусть все будет, как было! Мне так больше нравится!

Повеселевшая от принятого решения, Белочка еще немного поиграла, пролистала книжку с яркими картинками и легла спать.
И снится нашей Белочке сон…

Тихо и осторожно вылезает из портфеля карандаш и чихает:
— Чхи, чхи, чхи! Ну надо же меня так засунуть, что я чуть не задохнулся! На самое дно запрятала!
— Это еще что? А я одним листочком в учебнике математики лежу, а другим — в русском языке! — пожаловалась тетрадка.
— Ха, удивили! — воскликнул ластик. — Посмотрите на меня! Я весь грязный, мною с платья липкую конфетку стирали!

— А ведь портфель — это дом для школьных предметов, — проворчали учебники.
— Не ожидала, что буду рядом с такими соседями, как грибы и всякие безделушки! — простонала шариковая ручка.
— Ничего! Терпите! Тоже мне важность — школьные предметы! — ответил крупный сушеный гриб.
— Мы красивее и веселее вас, хоть и «безделушки», — с обидой пропищали бантики.
— Нас хозяйка больше всех любит! — продолжали орешки.

— Ах, это правда! — в один голос произнесли школьные предметы. — Если бы она нас любила, то по-другому относилась бы.
— Так может быть, пойдем искать другую школьницу или школьника, которые будут заботиться о нас, — предложил портфель.
— Наверное, это правильное решение! Собираемся в дорогу, — предложили учебники.

— Стойте! Возьмите и меня с собой! — взмолилось платье. — Когда меня только купили, я еще Белочке нравилось, а сейчас…
— И нас возьмите, пожалуйста! — попросили игрушки. — Нас она тоже не любит, мы сломаны и разбросаны.
— В путь!!! — скомандовал портфель. — Если мы не нужны Белочке…
— Нужны! Нужны! — закричала Белочка, вскакивая с кровати. — Прошу вас, останьтесь! Я о вас буду заботиться, любить! Простите меня, пожалуйста!

В комнате было тихо. Все вещи разбросаны по углам, портфель лежал на боку, из него вывалились тетрадки, учебники, ручки, карандаши.

«Неужели мне это приснилось? — подумала Белочка. — Или все произошло на самом деле?!»
Белочка растерянно оглядывала свои вещи, а потом осторожно, нежно стала их убирать на свои места, шепча и приговаривая:
— Милые мои, хорошие, останьтесь, я буду вас убирать, ухаживать. Мне без вас очень, очень плохо…

Закончив уборку, Белочка вернулась в кровать.
Утром, когда мама Белочки вошла в детскую комнату, очень удивилась:
— Что произошло? Такого порядка я у тебя, доченька, никогда не видела!
— Мамочка! Я поняла, что вещи надо тоже любить! — улыбаясь, произнесла Белочка.
И ей показалось, что вместе с ней улыбался портфель со школьными предметами.

Психолог просит ребят выбрать из предложенных предметов школьные предметы. Задание выполняется группами 4-5 человек.

Задание 4. «Остров Дружбы».

— А теперь внимание!  Это Остров Дружбы! Попасть на
этот Остров в одиночку невозможно — только вместе. Сейчас я буду вам говорить по каким клеточкам ему надо идти. Можно перемещаться на одну или две клеточки, но не больше. Давайте попробуем.

— Одна клетка вверх, одна вправо, две вверх и т.д.», пока  не дойдут до острова. Таким образом, все дети должны друг за другом пройти задание.

Вот молодцы! И испытания мы прошли! А теперь, всем, кто осилил
дорогу, всем, кто справился с непростыми заданиями, всем, кто не под-
вел друзей, то есть всему 1 классу (указать букву, если есть, например,
«1 классу А») похлопаем в ладоши.

  1. Рефлексия.

Психолог предлагает  первоклассникам взять свою бумажную лесенку (7 ступенек — по количеству занятий). Предлагает наклеить каждому по одному смайлику на седьмую, последнюю ступеньку. Смайлик должен быть с такими же эмоциями, как у ребенка.

— Наши занятия подошли к концу. Но вам предстоит узнать много нового, много интересного и важного. Иногда мы будем вспоминать наши волшебные занятия, и играть в игры, которые сделают нас еще внимательнее, еще сообразительнее, еще умнее! До свидания, до новых встреч!»

 

Литература

  1. Адаптация детей в 1, 5, 10 классах. / сост. Т.Красная.-К.: Шк.. мир, 2008. – 128с.- (Библиотека „ Школьного мира” ).
  2. Баранова А. Рисунок семьи. / Школьный психолог. № 20, 2002.
  3. Готовность ребенка к школе/ Сост.: Л. Богуславская, Сек. Гончаренко,

Л. Кондратенко / Под ред. С. Максименко, А. Главник – К.: Плавник,

2004.

  1. Готовность ребенка к обучению/ Сост.: С. Максименко, К. Максименко,

А. Главник – К.: Микрос-СВС, 2003. – (Психологический инструментарий).

  1. Лескова-Савицкая А. Проблема дезадаптации первоклассников./ Психолог, № 29-32, 2003. стр. 30-47.
  2. Матвеева Е. Программа „ Солнышко” для социально-психологической адаптации детей в начальной школе. / Школьный психолог. № 6, 2004.
  3. Панфилова М.. Лесная школа. / Школьный психолог. № 20, 2002.
  4. Хухлаева О.. Трудности первоклассников. Блок психологических занятий из программы для младших школьников „ Тропинка к своему

„ Я”. / Школьный психолог. № 12, 2001.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика