Урок гражданственности №1 Соломаха

Spread the love

Тема: Народное творчество Донбасса.
Цели: Продолжать знакомить учащихся с творческим наследием Донбасса;с его культурними традициями;обогащать словарный запас ; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, край,где ты живешь;развивать творческие способности  учеников.
 Ход урока

  1. Организационный момент.

Который раз я повторяю

Слова любви к родному краю:

Мой край!

Хвала тебе и честь!

Б. Легостаев

 Донбассу жить!.. Сирена шлет сирене
Горняцкой дружбы благовест стальной:
Донбасс никто не ставил на колени
!
И  никому поставить
 не  дано!
.

И нет земли прекрасней, вдохновенней,
Где все творцом-народом создано.
Донбасс никто не ставил на колени
!
И  никому поставить не
 дано!
П. Беспощадный

  1. Актуализация опорных знаний.

-Ребята, как вы думаете, что является величайшим богатством народа?

Величайшее  богатство народа – его язык!

           С незапамятных времён хранит и приумножает наш народ свою духовную сокровищницу – устную народную поэзию  Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм творчества народа с такой силой и так не проявляется его ум, так не отображается его история, общественный строй и быт, мировоззрение, как в устном народном творчестве или народном фольклоре.

Что такое устное народное творчество?

Какие виды   устного народного творчества вы знаете? (составление ассоциативного  куста) (слайд 2)(слайд 3)
 —  Фольклор (в переводе с английского – «народная мудрость») – народное творчество, отражающее жизнь, идеалы и принципы народа. Важнейшей особенностью фольклора, в отличие от литературы, является его устный способ передачи информации. К фольклорным  произведениям относят, легенды, предания, сказки, песни, частушки, были, анекдоты и т.д. «Было время да прошло, а слова остались….», – гласит народная мудрость. И лучше не скажешь. Хотя рабочий Донбасс относительно молод, художественные традиции и памятники культуры уходят своими корнями в глубь веков». (И.И.Зайцев)

3.Собщение темы и целей урока.

  Сегодня, ребята, мы познакомимся с жанрами народного творчества, с культурным наследием Донбасса, узнаем о жизни и работе шахтеров, и, конечно, еще больше полюбим свой родной край.

  1. Работа над новым материалом.

А какие  традиции родного края ты знаешь? (слайд 4)

  • Донецкий край имеет целый ряд своих неповторимых традиций, передающихся из поколения в поколение. Так, звуковой сигнал гудка Юзовского (теперь Донецкого) металлургического завода, подаваемый несколько раз в сутки: утром – в 5 и 6 часов, вечером – в 17 и 18 часов, стал для дончан ориентиром во времени. Первоначально продолжительность гудка была около 5 минут, а сейчас время его звучания сократили до 30 секунд. Такой заметный и привычный для жителей города звук уже является неотъемлемой частью их жизни.

А что такое легенды?

 Какие легенды о Донецком  крае тебе известны? (слайд 5)

 — Одной из разновидностей народного фольклора являются легенды – письменные предания о каких-нибудь исторических событиях или личностях (слайд 6)

— Так, легендарной личностью на Донбассе является «хозяин шахты» и покровитель шахтёров Шубин, а, посвящённая ему «Легенда о добром Шубине», пожалуй, одна из самых популярных в крае. Существует несколько вариантов этой легенды, но, пожалуй, самая популярная гласит, что живёт в глубине донбасских шахт дух, шахтёры зовут его Шубин. Когда-то он и сам был шахтёром. При взрыве газа метана в забое погибла вся бригада, в живых остался только Шубин. От горя или от бессилия перед страшной бедой люди обвинили его в случившемся. Парень не смог выдержать оскорблений и спрятался в забое. Больше его никто не видел. Но с тех пор и до сегодня Добрый Шубин помогает шахтёрам, предупреждая их об обвалах и возможных авариях. Это знает каждый шахтёр. И, чтобы не обидеть Шубина, делятся с ним своим шахтёрским «тормозком» и всегда говорят уважительно.

  1. Работа в группах (4 группы)

 -Вот история, описанная в свое время газетой «Донбасс». Один проходчик решил отдохнуть во время смены. Прилёг на распилы и провалился в полудрёму. Вдруг чувствует – его кто-то расталкивает. Открыл глаза – в тёмном мареве, где-то метрах в десяти, в розоватом ореоле видится сухонький, сгорбленный мужичок в старой шахтёрской куртке. В одной руке держит допотопную лампу с тоненьким горящим фитильком, в другой – обушок. Попросил дать чего-то попить – мол, горло просохло. Проходчик поднялся с распилов, пошёл к старичку со своей флягой. Успел сделать несколько шагов, как вдруг в том месте, где он только что лежал, обрушилась кровля.

    — В другой истории, у одного рабочего в шахте погасла лампа. Оказавшись в кромешной тьме, он полностью утратил ориентацию и несколько часов блуждал по выработкам. И когда шахтёр вконец отчаялся, он увидел вдалеке огонёк. Приблизившись, он разглядел фигуру, державшую фонарь. Терять было нечего, и рабочий последовал за ней и шел до тех пор, пока не выбрался из лабиринта.

 -Записаны рассказы о том, как Шубин помогал шахтёрам в их тяжёлом труде, например, сам гонял вагонетки с углём. А самодуру, хозяину шахты, закричавшему: «Я хозяин! Я что хочу, то и делаю!», Шубин доказал, кто на самом-то деле хозяин, совершенно разорив шахту взрывами рудничного газа, обвалами и наводнениями.

 -Поверье, что Шубин предупреждает шахтёров об опасности, живёт среди шахтеров Донбасса и в наши дни.

 В апреле 2007 года горный мастер из Луганской области рассказывал: «Я услышал, что стало потрескивать. Мы перестали работать отбойными молотками, но гул всё нарастал. Звук такой, будто по потолку кто-то топает ногами. У нас говорят, что это Шубин гуляет и предупреждает о беде. Поняв, что  сейчас всё обрушится, мы бросились к выходу.».

Среди других видов фольклора на Донбассе популярны сказки и совсем короткие фразы, отражающие какое-либо явление жизни.

 Особенно привлекают своей меткостью и жизненной актуальностью пословицы и поговорки, бытующие в рабочей, главным образом, шахтёрской среде.

5.Словарная работа (слайд 7, 8) 

. По ним лучше, чем по другим произведениям народной поэзии, можно судить об изменениях в народном сознании, вызванных новым социальным укладом и ростом духовной культуры людей.

Каждый из вас, наверняка слышал пословицы:(слайд9,10)

 «Шахтёр в землю спускается, с белым светом прощается»

 «Шахтёру слава, когда много угля даёт лава»,

«Уголёк – что золото: и блестит, и ценится»

 «Шахтёрский забой – фронт передовой»

 «Будь в лаве, как в бою, – прославишь Родину свою»

 «Закон шахтёрский не забудь: стыдись работать как-нибудь»

«На шахте тому почёт, у кого уголь на-гора течёт»

 «Чтобы шахтёром называться, мало углём замараться».

«Поколение молодое проверяется в забое», – гласит новая шахтёрская пословица.

 «Хороша доля с колхозного поля», – как бы отвечает ей в тон другая

 «По крыльям – полёт, по делам – почёт», – напоминает третья.

 (Из книги «Памятные места Донбасса», статья И.И.Зайцева «По слову песня складывается»)

 -Никто с таким усердием не занимался изучением шахтёрского фольклора, как Алексей Васильевич Ионов (1911-1976 гг., писатель, журналист, литературовед, член Союза писателей СССР, автор более 20 книг). Он обошёл весь Донбасс. Встречался  со старожилами,  молодёжью, записывал сказы, легенды, песни, частушки, пословицы, которые бытовали в шахтёрской среде. Результатом этой титанической работы стали книги. В сборник «Поёт душа шахтёрская» вошли песни о трудной шахтёрской жизни в царское время (слайд11)

Своеобразной копилкой народной памяти являются сохранившиеся доныне думы и песни.(слайд 12)

 Именно они, весёлые и печальные, нередко фантастические, передают уникальность нашего народа.

 Исторические песни, как и былины, изображают события, которые сохранились в памяти народа. При этом, если сюжет былин часто носит сказочный характер, то героями исторических песен чаще всего являются реально существующие герои.

У каждой песни есть отдельная история

 — Одной из популярных песен о Донбассе, практически его гимном, является написанная в 1939 году Борисом Ласкиным и композитором Никитой Богословским песня «Спят курганы темные» – лирический рассказ о формировании рабочего человека, о жаркой работе и хороших трудовых делах. И, хотя у песни есть авторы, жители Донбасса давно считают её народной (слайд 13)

— Еще одна из самых популярных песен Донбасса – «Песня про молодого коногона»

В ней рабочий люд в песенной форме рассказывал о тяжёлых условиях подземного труда, приводящих к многочисленным смертям шахтеров.

  1. Словарная работа (слайд 14,15)

— Гудки гудели и тогда, когда на шахте случались аварии.

   — Но шахтеры  умели  и веселиться, и сочинять веселые частушки (слайд16)

-Игра  « Шахтерские частушки»

  1. Подведение итога урока в форме игры «Сердечки».

Спасибо за урок! (слайд17)

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика