Занятие-исследование в подготовительной группе

Spread the love

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТЕЛЬМАНОВСКОГО РАЙОНА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЕЛЬМАНОВСКИЙ ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА «КАТЮША» АДМИНИСТРАЦИИ ТЕЛЬМАНОВСКОГО РАЙОНА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Богатство нашей планеты

Образовательная область «Познавательное развитие»

Занятие-исследование в подготовительной группе Воспитатель: Баева О.О.

2016-2017 уч. Год.

Цели:  формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

— развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

— способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;

  — познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

 — воспитывать интерес  к исследовательской деятельности.

Предварительная работа: беседа «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдение на прогулке за ветром.

 

Оборудование: трубочки для коктейлей, иллюстрации с изображением ветра, прозрачные стаканы, морские камни, воздушные шары, мыльные пузыри, карточки-схемы, стеклянная банка, полоски бумаги, пластилин, апельсин, бум ага для рисования, акварельне краски.

Количество детей: 6- 8 человек

Ход занятия:

В. -Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие гостей).

А сейчас  пройдем на ковер  станем в круг, и поздороваемся друг с другом.

Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется.

-Доброе Утро!

-Ребята внимательно послушайте загадку об одном из факторов неживой природы:

Он нам нужен, чтоб дышать.

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас!

-Что это?(воздух).

-Правильно-это воздух.Для чего нужен воздух? (чтобы дышать).

— Мы настолько привикли к этому, что  даже не замечаем. Ну-ка давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

-Что мы с вами вдохнули? (воздух). Воздух-это смесь газов, азота и кислорода.

-А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

-Что вы почувствовали, когда не дышали ? Вам было комфортно? (плохо).

-Какой вывод можно сделать?

-Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.

-А кто еще дышит воздухом? (птицы, растения, звери и рыбы).

-Что было бы если бы исчез воздух на земле? (не было бы жизни на земле).

-Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.

-Ребята, где  и как человек использует воздух? (Воздух помогает человеку летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, крутить колесо мельницы).

-Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопросы «Где воздух и как его обнаружить». А для этого я вам предлагаю стать учеными и приглашаю в нашу экспериментальную лабораторию. Здесь нужно соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно. Приступать к выполнению опыта только после показа взрослого.

И так начнем!

Опыт№1.Давайте обнаружим  воздух и определим, что он невидим!

-Попробуем  опустить в каструлю с водой бумажную салфетку.Конечно, она намокла.А теперь при помощи пластилина закрепим точно такую же салфетку внутри банки на дно. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно опустим в каструлю с водой на самое дно. Вода полностью закрыла банку. Аккуратно вынимаем ее из воды. Почему же салфетка осталась сухой? Потому что в ней воздух, он не пускает воду! Это можно увидеть. Снова опускаем банку на дно кастрюли и медленно наклоняем ее. Воздух вылетает из банки.

Вывод: банка только кажется пустой, на самом деле — в ней воздух. Значит мы можем сказать ,что воздух невидимый.  

Опыт№2. «Как поймать воздух?»

-Возьмем полиэтиленовые пакеты .Посмотрите что в них? (они пустые).

-Да они пустые Их можно сложить в несколько раз,  они тоненькие.Теперь мы набираем в пекеты воздух и   закручиваем их. Что призошло с пакетами? Они изменили форму, в них воздух.

Вывод: мешочек только кажется пустым, на само деле – в нем воздух.Воздух невидимый.

-Ребята, как выдумаете , можно почувствовоть воздух?(ответы).

-Давайте проверим.Возьмем острую палочку и осторожно проколим мешочки.Поднесем их к лицу и нажмем на них руками.Что мы почувствовали?

Вывод: воздух можно почувствовать и ощутить.

Опыт№3. «Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем».

-Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.

Аккуратно возьмем за краешки полоски бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух,который двигает бумажную полоску. Давайте попробуем увидеть этот воздух.

-Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим что произойдет?

-Ой, ребята ,что это происходит с водой? (выходят пузырьки).

-Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы)

-Я поняла, пузырьки -это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и емкости с водой мы увидели воздух. Мы не можем не дышать.

-А почему пузырьки поднимаются на поверхность? (потому что воздух легче воды). А можно проверить это еще вот так. Подбросьте вверх не надутый шарик (дети подбрасывают –шарик падает), а тепер подбросьте надутый (шарик летает). Почему? Правильно- воздух очень легкий.

Физкультминутка. «Мыльные пузыри». У меня для вас есть небольшой сюрприз.(Достаю мыльные пузыри).Что это?Как вы думаете, что находится внутри пузырей (воздух). А снаружи? (мыльная оболочка).Давайте поиграем.Я буду надувать пузыри , а вы их ловить!

-А теперь пройдем в нашу лабораторию.Нас ждут новые открытия.

Опыт№4. «Имеет ли воздух запах».

-Продолжим иследования.Закроем банку крышкой и отойдем  в сторону.Понюхайте воздух! Есть запах?(нет).

-Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что вы почувствовали? (запах мандарина).

-Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества, которые с ним соприкосались.Но воздух может переносить запахи. Ну, например, по запаху перенесеному из кухни, мы можем догадаться , какое блюдо там приготовили

Опыт№5.  « Воздух всегда в движении».

-Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем на нее.Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух и он движется, и двигает бумажную полоску.  Подуем на ладошки. Можно дуть сильне или слабее.Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение называется-ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций). Но иногда он бывает очень сильный и приносит много бед (показ иллюстраций), но ветер есть не всегда. Иногда есть безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это сквозняк, и тогда мы знаем ,что наверняка отрыто окно или форточка.Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В нее брызнули одеколоном. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрита (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах , если банка будет открыта? (Воспитатель открывает кришку банки и через несколько минут все ощущают запах одеколона). Почему?

Вывод:воздух всегда в движении и он из банки переместился по комнате, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк.

 Опыт№6. «Слышим ли мы воздух?»

“Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного

-Ребята я вам сейчас прочитала отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Как точно Пушкин описал нам ветер.Он написал ,что ветер какой?(могуч).Что он может гонять? (тучи). А если сильный ветер на море, что случиться (шторм).

-Что же такое ветер? (это сильный поток воздуха). Когда дует сильный ветер то можно услышать различные звуки воздуха(свист и вой).(Включаем звук ветра).

-Возьмите по бутылочке и подуйте с краю.Что вы слышите? Звук воздуха.А еще у нас есть надутый шарик ,как вы думаете,что можно сделать с этим шариком,чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух ,что мы слышим? Писк,воздух.

Вывод:воздух можно услышать.

Опыт№7. «Воздух содержится в различных предметах».

Возьмем один апельсин и положим в миску с водой. Он будет плавать.И даже если очень постараться, утопить его не получится. Возьмем второй почищенный апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так ? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть  много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что он тяжелее воды. А тепер давайте возьмем губку. В ней  есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустим губку в воду и слегка надавим на нее. В воде появляються пузырьки. Это-воздух.Рассмотрим камень или кусочек кирпича.Если в них воздух? Опускаем эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляються пузырьки. Это воздух выходит из предметов,  его вытеснила вода.

Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды. И воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.

-Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей). Эта техника называется- кляксография!

-Хотите попробовать?

-Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать: (показываю технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бум агу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. Дети пробуют рисовать).

-Итак мы сегодня провели много опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты?(ответы детей).

-Какой опыт вам показался интересным больше всего?

-Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

-Наши исследования подошли к концу, вы все были внимательными и активними!

ФОТОГАЛЕРЕЯ:

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика